Categories:

Монолог. Польза для актера-ребенка.

2020 год стал огромной неожиданностью. И это касается не только плохих событий в мире. У многих людей изменился рабочий процесс. В том числе и у меня. Как вы знаете, я преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. Последние годы я мечтала поработать со своими учениками, актерами-детьми, над техникой актерского монолога. Я думала о живой работе и со всех сторон изучала эту тему. Вынужденный онлайн во время изоляции ускорил запуск этого направления. Итог – за лето я поработала над монологами с многими десятками детей онлайн. Актеры-дети открыли для себя это сильное, эффективное, развивающее «упражнение» и вышли на новый уровень своего мастерства.  О пользе монологов, что это такое и почему актерам-детям нужно готовить монологи – я расскажу в этой статье.

Мария Подковырова - преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. Преподаю актерские монологи онлайн.
Мария Подковырова - преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. Преподаю актерские монологи онлайн.

У нас принято, что актер-ребенок, приходя на пробы, берет бумажку, которую он никогда не видел или которую выслали его маме ночью, и пытается её «сыграть». Как опытный преподаватель актерского мастерства для детей открою вам огромный секрет – сыграть текст с листа «талантливо» почти невозможно. Это удача, случай. Даже опытным голливудским актерам с оскарами приходится долго готовиться к пробам и даже заниматься с преподавателями над конкретным приглашением, чтобы получить контракт на пару миллионов, а бывает и десять. На кону сотни миллионов кассовых сборов. Только в нашем провинциальном киноклубе верят до сих пор, может вполне искренне, что угадать с актером можно, если он с листа тут выдаст. Верят в режиссерский волшебный глаз.  
 

На самом деле, чтение сценария на пробах и оценка игры актера-ребенка по нему – огромная ошибка. И если вы были на пробах, то согласитесь с этим, так как это скучный, монотонный процесс, где ни у кого ничего не получается. Все пресно, скучно, без искры. Можно только ахать и удивляться, где этих актеров понабрали? А почему так? А потому что сценарий не раскрывает потенциал актера-ребенка, над ролью он работает ограниченное время и без режиссера. Без режиссера! Мама – это не режиссер, и папа тоже. А где режиссер? На пробах и кастингах он обычно важно молчит, потому что на самом деле боится детей и не знает, как с ними работать. И, чтобы продюсер не навалял, утверждает на роль по внешности. Полноватых – в комедию, блондинок – в «гламурных школьниц», спортивных – в хулиганов. Объясняет свой выбор, конечно, творческой интуицией, чувствами «прекрасного» и чудо-глазом. Но это в корне неправильно и непрофессионально. Результат мы все видим. Российское кино в провинции мирового кинематографа. И этот подход только тратит детство детей, которые учат тексты, которые оказываются ненужными при таких критериях оценки. Прибавьте к этому напуганного ребенка и некачественный текст сценария – получается провал.
На самом деле оценить актерскую игру ребенка можно только по монологу. И это не я придумала. В Голливуде, например, монолог – это основной инструмент по оценке способностей актера на пробах и кастингах. До нас это до сих пор не дошло. Непонятно почему?

Что такое монолог? 

Монолог – это когда актер один на сцене, без партнеров и без спец. средств (костюма, реквизита), рассказывает историю, используя только свой голос и тело. За ограниченное время! Бывает 3-5 минут!Этот может быть мнение персонажа, в которого перевоплотился актер, его мысли, его чувства. Они могут быть по поводу какой-нибудь жизненной ситуации, отражать его взгляды, его эмоции, его отношение к происходящему. Вы едете в такси, молчите, а таксист вам за 5 минут всю свою жизнь рассказал. Вот это монолог!  

В чем преимущества монолога? 

Монолог для актера это как муж или жена. Их ищут, их выбирают, о них мечтают. Найти свои монологи – это стать центром внимания на любых кастингах и пробах. Это не вырезки из сценариев, через которые особо и не раскроешься. В Голливуде актеры работают над монологами годами, делают из них «фирменные» и показывают на кастингах. Часто это несколько монологов в разных жанрах, например, комедия и драма, чтобы показать свой диапазон и широту перевоплощения.  По монологу можно оценить как актер, без спец. средств (реквизита, костюма), только своим телом и только своим голосом, рассказывает историю, живет, существует. Можно оценить насколько правдоподобно актер перевоплощается в другого человека. Часто актеры работают над монологами от имени персонажей, которые противоположны им во всем, опять же, чтобы показать свой диапазон.  И главное, по монологу можно оценить, а что же у актера с самокритикой. Ведь работа над монологом требует огромных психологических ресурсов, необходимых актеру. Самокритика – одно из главных качеств, которое нужно развивать актеру-ребенку с ранних лет. Может ли актер объективно понять, как он смотрится со стороны? Сомневается ли он или считает себя гением – всё это можно понять по монологу.  монолог - это постоянное упражнение. Их недостаточно выучить один раз и везде показывать. В том и преимущества, что это как тренировки в спортзале – нужно поддерживать мышцы и регулярно их повторять, искать новые и развивать старые.   


В чем польза монолога для актера-ребенка?  

  1. Во-первых, ребенок обретает понимание насколько короткий текст можно по-разному сыграть. Монолог, как правило, это очень короткий текст, буквально абзац. Важно понимание, насколько в нем много можно сделать изменений, поворотов, эмоциональных перепадов, ведь если играть все одной краской, то будет очень скучно восприниматься это со стороны. Подобное понимание текстов – уже мощный фундамент актерской игры. 
  2. Монологи могут показать актерский потенциал ребенка. Монолог – это как Фантомас, который меняет лица. Вы вольны сами выбирать, какими они будут и работать над ними. Это вам не вырезки из плохих сценариев показывать. Имейте в карманах наиболее успешные «маски» и осваивайте те, которые пока идут сложно, чтобы потом их был целый чемодан. 
  3. Актер-ребенок учится рассказывать историю, жить в ней, а не просто изображать. В кино и театре все построено вокруг рассказа истории. И декорации, и спецэффекты, и грим. Все работает на общую задачу. Монолог - это короткая понятная история. И ребенок её проживает. 
  4. Это самый актуальный формат оценки актерских способностей. Во всем мире в нем работают. В Голливуде, в Европе. Если хотите пройти западные кастинги – срочно учитесь в нём работать! 
  5. Монолог – самое лучшее упражнение по поддержанию формы для актера. Взяли зеркало или айфон, поставили его на штатив, сняли свой монолог со стороны, который вы готовите уже месяц, и ужаснулись результату. Или наоборот все подозрительно хорошо. Так хорошо, что вы чуете подвох. Монологи можно тренировать вечность, проходя через недовольство собой, принятие, восторг, упадок и, в конечном итоге, развитие. В этом и суть работы. Попытаться достичь такой реалистичности и натуральности, как будто бы перед зрителями стоите не лично вы, а другой человек. 

А теперь сравните, какой актер лучше раскроется? На кого вам хочется посмотреть на пробах?
На бэкающего-мекающего испуганного актера, играющего бесталанный текст, который он впервые видит и надеяться, что свечение судьбы выберет вам удачную кандидатуру на роль?
Или на монологи актеров в выбранном жанре, чтобы понять в чем они сильны (а актеры, конечно ищут и показывают только те монологи, в которых они сильны). Понять, как они делают «домашнюю работу», насколько скрупулезно они перевоплощаются, насколько широк их диапазон итп.

Конечно, этот текст вряд ли прочитают режиссеры и кастинг-директора. И вряд ли в России изменят критерии отбора на роли, пока не придет новое поколение в кино и театр. Но вы, родители, присутствуете на пробах и кастингах, и можете схитрить. Готовьте сильные монологи и в конце проб показывайте их комиссии, не зря же пришли и ждали очереди? У меня уже есть несколько реальных примеров, из учеников, которые посещают пробы, которые так сделали, хотя их не просили. И монолог там, конечно, никто не требовал. И их, после монологов взяли на роли! Члены комиссии сами не поняли, как увидели потенциал у детей и не через свой материал, а через тот, над которым дети много работали. Поняли, что можно и нужно работать именно с этими актерами.  

Так что хитрите и готовьте фирменные монологи! А я вам всегда готова в этом помочь!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic