Categories:

Актеры-дети – мифы, стереотипы и негатив. Как обстоят дела на самом деле!

Чем больше я работаю в сфере актерского мастерства для детей, детского театра и театральной педагогики – тем больше я сталкиваюсь с негативным информационным фоном вокруг этого занятия.

Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. А еще автор этой статьи.
Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. А еще автор этой статьи.

Например, как вы знаете, у меня есть свой канал на яндексе (возможно вы читаете статью с него), где я пишу про пользу актерского мастерства для детей и про свой опыт работы с детьми. Как вы думаете, что система рекомендаций предлагает мне прочитать под моими статьями, опираясь, видимо, на слова «кино, актеры, дети, театр»? «10 тяжелых судеб детей-актеров из советского кино»! «15 кумиров нашего детства, кого не пожалела бутылка!»«Где похоронены кумиры нашего детства, которые не дожили до 15!» «Как сломалась судьба любимца страны Васи П.» Могилы, болезни, алкоголь, нищая жизнь. И таких статей сотни. Ну ладно, желтые новости и негативная информация всегда, как говорят, кликабельны и обеспечивают большое кол-во просмотров.

Но какой был у меня шок, когда я случайно наткнулась на статью «Ребенок-актер» в Википедии, которая больше похожа на сводку жёлтых новостей и где на первый план выведены смерти, зависимости, вырванные из отдельных фильмов печальные судьбы. И ничего про историю такого явления, как актеры-дети, хотя оно затрагивает многие эпохи, включая древние времена и театр времен Шекспира. Ничего про пользу актерского мастерства и как люди исторически его использовали для социализации и обучения детей. Например в Англии детский театр возникал из трупп беспризорников и помогал им стать частью общества, а в Америке конца 19 начала 20 века были педагоги, которые с помощью актерского мастерства и сцены помогали детям мигрантов снять стресс от переезда, выучить язык, узнать местную культуру и обычаи и превратиться в настоящих американцев. Кто та анонимная бабушка-зрительница телешоу, которая написала такую желтую статью для Википедии? Обязательно в будущем разберусь с этим и напишу объемную аргументированную качественную статью для Википедии про актеров-детей.

Бывает, что под моими статьями появляются анонимные комментаторы с призывами «Отстаньте от детей со своим театром и кино! Эксплуататоры!» Я думаю, что многие родители актеров-детей когда-нибудь да сталкивались с негативом в свою сторону: «А почему это ваш ребенок кино занимается, вы что не знаете, что случилось с мальчиком из Терминатора 2?». Я проанализировала это явление негативного восприятия актеров-детей в информационном пространстве и вот к каким выводам пришла. Почему в информационном пространстве США актер-ребенок это круто, а у нас это «сломанная судьба»?

Начну немного издалека. Недавно я посмотрела новый хитовый сериал от Netflix про шахматистку «Ход королевы». Не скажу, что мне понравились длинные тягучие депрессивные алкогольные страдания растянутые на 6 серий, но динамичная интересная 7 серия стала светлым пятном всего сериала и натолкнула на интересные ассоциации. Это, наверное, первый американский фильм, который позитивно показал СССР, хоть в шахматах. В последней серии советские люди толпами следят за шахматным поединком между американской героиней и советскими, самыми крутыми в мире, шахматистами, его транслируют по радио и телевизору СССР, на улицах дедушки массово играют в шахматы, в зале игры сотни зрителей, а еще больше на улице вокруг площадки, шахматистов воспринимают как рок-звезд, тогда как в США самые крутые шахматисты вынуждены по телефону узнавать результат международного поединка, никому они не нужны, они только пьют по барам, депрессуют, кто-то бросает шахматы и становится дворником или электриком, а остальные собираются играть по отельчикам, читают отраслевые журнальчики и варятся в своем кругу, который в масштабах государства никому, на самом деле, не интересен, в отличие от СССР.

В СССР шахматы были массовым явлением. Шахматы в детских садах, в школах, везде кружки, постоянно играют взрослые и пенсионеры, огромная популярность и даже пропаганда на государственном уровне «Играйте в шахматы!». Гений в такой системе не пропадёт. Везде есть возможность играть, учиться, пробовать и система, таким образом, находила очень много сильных игроков, потому что в шахматах пробовали себя все и секцию шахмат не нужно было даже специально искать. Таким же образом массово в США устроена система актерского образования. Как огромный спрут с длинными лапами, которые опутали все и ищут лучших. Актерские студии везде - от детских садов и университетов до районных любительских театров. Сильнейшие попадают в Голливуд и на Бродвей, гений не пропадёт и не пройдёт мимо. В России такой системы актерского образования никогда не было. Наше кино и театр очень маленькие, без чёткой системы, без четкой структуры, в неком хаосе.

Поэтому в США к актерскому мастерству для детей относятся спокойно. Ну да, ты можешь не попасть в Голливуд, никто же не гарантирует, что ходя на развивашки по математике ты получишь Нобелевскую премию. Но актерское мастерство это очень полезно и круто, в жизни поможет, ведь живчиков-активчиков вокруг слишком много, нужно быть лучше их всех, а актерское мастерство в этом помогает. А хочешь в Голливуд - занимайся, двигайся по пирамиде вверх, обгоняй остальных, вот тебе кружки и студии на каждом шагу, но помни, что половина страны в этом себя пробует, еще больше едут сюда со всей планеты, и они могут оказаться лучше тебя. В любом случае это круто, как американский футбол или бейсбол, даже если ты не станешь звездой, а просто играешь на любительском уровне для соседей. А станешь лучшим - получишь всё. Пробуй! В российском же информационном пространстве, из-за того что детского кино нет, театральных студий десятки, а не десятки тысяч, театры никто не знает – актерское мастерство для детей воспринимается как игра в шоу-бизнес, как лотерея, как выигрыш, вот попал на трон, а потом упал с него и все ахнули. И что этому не нужно посвящать детство. Из этого возникает негативный стереотип. Как в сериале «Ход королевы», когда главной героине говорили, мол зачем ты шахматами занимаешься? Это никому не нужно! Вон сколько других полезных кружков! Шахматисты все батаны!

Но это связано не только с маленькими масштабами нашего кино и отсутствием такого массового образования-спрута, как в США. Есть еще две травмы, которые были нанесены поколению зрителей. И это очень сильно повлияло на восприятие людей.

Первая травма. Кумиры детства СССР и 90ые годы. В СССР было много актеров-детей, снималось много детских фильмов, но так как эта сфера не была финансово-самостоятельной и полностью зависела от государства, то когда страна рухнула, многие уже повзрослевшие актеры-дети оказались в ситуации катастрофы, как и остальные жители страны. Театры и кинотеатры закрывались, кино почти десять лет практически не снималось, проката не было, актеры остались без работы и без возможности проявить себя. Отсюда и грустные истории. Один известный уже повзрослевший актер-ребенок напился и сгорел, другой повзрослевший актер-ребенок стал бандитом и был застрелен, большинство из-за ситуации в стране 10 лет нигде не снимались, а когда кино снимать начали, то оказалось, что их уже и не помнят и не узнают. Такая ситуация была во всех сферах, а не только в театре и кино. Госслужащим приходилось осваивать бизнес, учителям и врачам торговать в переходах, а огромная часть людей вообще стали бездомными и умерли. Память о 90ых уже сгладилась, но грустные судьбы некоторых актеров-детей из СССР почему-то до сих пор связывают не с катастрофической ситуацией в стране, которая коснулась абсолютно всех, а с тем, что они в жизни выбрали «неправильный» путь кино или театра, были популярны в детстве, а тут их взрослая жизнь ударила. Ударило всю страну и Станиславский тут ни при чём! Почти все население страны в 90ые было вынуждено менять свои профессии, чтобы выжить, или ту сферу деятельности, на кого они учились.

Вторая травма. Кумиры детства из 90ых. Вторая травма была нанесена уже более старшему поколению людей и уже отдельными популярными у нас актерами. Речь, конечно и в первую очередь, о Маколее Калкине, Эдварде Ферлонге и Хэйли Джоэль Осменте. Мальчик из Один Дома, мальчик из Терминатора 2 и мальчик из Шестого чувства, который еще снимался у Спилберга. Всего три истории испортили представление многих жителей России об актерском мастерстве для детей. Мол были такие крутые самые популярные фильмы, сделали детей звездами, но взрослая жизнь их ударила и никому они оказались не нужны. А потом еще страшные истории про детство Майкла Джексона, особо любимого в России, и про его отца-эксплуататора подвезли, когда Джексон умер. Хотя, если разобраться в их историях, а не мыслить стереотипным чужим мнением, которое передаётся из уст в уста, что виноват выбор профессии, то окажется, что у данных актеров-детей были после успеха все шансы как продолжать деятельность, так и заниматься чем душе угодно. Но они сами выбрали плохой путь.

Люди в таком восприятии не виноваты. Но такое восприятие выдернуто из контекста, вывернуто наизнанку и сформировано от недостатка информации. Не застал российский зритель взлета карьеры актера-ребенка Леонардо Ди Каприо, первым фильмом в новом российском кинотеатральном прокате был Титаник, когда Ди Каприо повзрослел. А на кассетах его ранние фильмы, где он ребенок или подросток популярностью у российского зрителя не пользовались. Может только Зубастики 3. И то, вы помните там маленького Ди Каприо? Детские сериалы с маленьким Роном Ховардом, оскароносным топовым голливудским продюсером и режиссером, снявшим Гринча, Игры Разума, Код да Винчи и спродюссировавшим многие десятки наших любимых фильмов- у нас не показывали. То, что Кристиан Бэйл снимался в популярном советском детском фильме «Мио, мой Мио» заметили только после его роли Бэтмена, хотя Бэйл не прекращал карьеру с детства ни на секунду. А Скарлет Йоханссон никто видимо не заметил в кассетных малобюджетных фильмах типа «Один дома 3» и «Мой брат поросенок». Особенно смешно получается ситуация с Натали Портман, которая нам с детства как родная, растет и никуда не исчезает. Что уж говорить о самом популярном ребенке в истории кино - Ширли Темпл, которая стала крупным политиком и которую тоже обходят вниманием российские жители, просто потому что не знают кто это такая. Хотя Ширли Темпл работала в раннем Голливуде, в жутких условиях и чего с ней только не пытались сделать, современным активистам и не снилось. И даже это не сломало ей психику и она стала крупным дипломатом. Или о сестрах Олсен, фильмы с которыми, кстати, активно показывали в нашем детстве 90ых и которые выросли и стали чуть-ли не самыми богатыми женщинами в США, заработав 100 млн долларов в сфере моды, причём не как модели, а как создатели направления одежды, которое и вы наверняка носите в повседневной жизни. Почему у нас не говорят: «Вот мальчик из Терминатора 2 спился, а сестры Олсен на однотонной аскетичной одежде сотню миллионов сделали». Про близняшек в российском информационном пространстве не вспоминали уже лет 20, хотя тут у них поклонников очень много.

Скарлетт Йоханссон в Один Дома 3. Да! Есть 3 часть и там снималась Скарлетт в детстве.
Скарлетт Йоханссон в Один Дома 3. Да! Есть 3 часть и там снималась Скарлетт в детстве.
Ширли Темпл проработала в Белом Доме больше многих президентов США.
Ширли Темпл проработала в Белом Доме больше многих президентов США.
Сестры Олсен вошли в Forbes и не из-за кино.
Сестры Олсен вошли в Forbes и не из-за кино.
Леонардо Ди Каприо тоже был актером-ребенком.
Леонардо Ди Каприо тоже был актером-ребенком.
Кристиан Бейл сыграл главную роль в советском фильме и сразу попал к Спилбергу!
Кристиан Бейл сыграл главную роль в советском фильме и сразу попал к Спилбергу!

Такие истории успеха можно писать вечность, как и находить грустные трагические примеры. И дискутировать на эту тему. Но правда будет в том, что Станиславский не виноват. Театр не виноват. Сцена и кино не виноваты. И наши граждане России не виноваты в том, что мало знают об актерском мастерстве для детей, поэтому до сих пор мыслят примерами из Один Дома и Терминатора 2. У нас мало театральных студий, маленькое кино и историю кино мы воспринимаем обрывками, причем негативными. Из этого и рождаются стереотипы.

Если ваш ребенок занимается актерским мастерством и на вашем пути возникнет «умник» с историей про Маколея Калкина, то я надеюсь вы вспомните эту статью и расскажете «умнику» историю Ди Каприо.

А если вы были поклонником советского фильма «Бронзовая птица» или Терминатора 2, то вы не будете бояться отдавать своего внука или ребенка в театральную студию, потому что когда он вырастет, то с ним что-то случится.

Актерское мастерство для детей и подростков – это не только карьера, это в первую очередь прокачка необходимых для жизни в обществе навыков: энергии, расслабленности, активности, коммуникации, управления вниманием, харизмы, лидерских качеств, речи и ораторского мастерства. Это одни из самых ярких детских впечатлений, вкус премьер и побед! Записывайте детей на актерское мастерство и не мыслите стереотипами.

14+15+16+netflixГолливудДжейкоб ТрамблеИсторияК.С. СтаниславскийКонстантин Сергеевич СтаниславскийКонстантин СтаниславскийКрис ЭвансМария ПодковыроваШирли Темплактерское агентствоактерское мастерство для детейактерское мастерство для подростковактерское мастерство онлайнактеры-детивоспитание детейвоспитание ребенкадетидети 12+дети 3-6 летдети 6-9 летдети и кинодети и родителидетская психологиядетские съемкидетский досугдетский мировой театрдетский театрдетское кинодетское образованиезамкнутостьзамкнутый ребенокзастенчивостьистория Россиикак выбрать профессию ребенкукак снимать детейкастингкастингикиноконфликты детей и родителейконфликты с детьмикружки для детейкуда отдать ребенкакуда отдать ребенка учитьсямастерство актерамонологмонологи-онлайнмотивационные цитатымотивацияновый кружокобучение ребенкаонлайн-обучениеонлайн-преподавательонлайн-урокисоциализациястарое киностеснительный ребенокстрессстудия для подростковсъемка детейсъемкисъемки детейтворчествотеатральная педагогикатеатральная студия для подростковтеатральная студия москватеатральная школа москватеатральный кружокфильмчерно-белое киночто любят детичто хотят дети

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic