Categories:

Шекспир на сцене с детьми! Мнения 10 взрослых , игравших в детстве в спектаклях по Шекспиру.

Уильям Шекспир. В российских театральных вузах произведения Шекспира находятся в чёрном списке. “Не доросли” – говорят уважаемые старейшины театров уже взрослым студентам. Выбирать шекспировский материал для показов и этюдов – неслыханная дерзость к такому “сложному” и “уважаемому” материалу. Шекспир считается вершиной карьеры любого актера. В том числе и в России. Если актер сыграл в жизни Гамлета или Макбета, или даже другого известного персонажа Шекспира ─ его карьера, считай, состоялась. На это нужно особое разрешение старейшин. 

Когда я начала заниматься детским театром и погружаться в то, что делают наши западные коллеги, я была крайне удивлена. Есть чему удивляться. В детских садах Великобритании и США ставят Макбета и Гамлета. И всё остальное, включая отравления Ромео и Джульетты. Венецианского купца с детьми редко ставят, не хочется трогать персонажа еврея-ростовщика Шейлока. И это не новое веяние сжигающего границы и запреты времени. Это происходит уже более 50 лет. 

После премьеры спектакля "Макбет" с актерами-детьми 6-10 лет. Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Москва. Театральная студия Джем. 2020 год.
После премьеры спектакля "Макбет" с актерами-детьми 6-10 лет. Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Москва. Театральная студия Джем. 2020 год.
Наша "кровавая" афиша спектакля "Макбет". Автор и фотограф: Олег Масалов. Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Так как актеров в спектакле было очень много и не хотелось писать их всех мелкими буквами — было принято решение написать всех очень крупно, перегораживая сложную композицию, которую выстраивали из настоящих предметов несколько часов, а потом обрабатывали. Сделать "красное месиво" как и сюжет пьесы. Актерам афиша очень понравилась!
Наша "кровавая" афиша спектакля "Макбет". Автор и фотограф: Олег Масалов. Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Так как актеров в спектакле было очень много и не хотелось писать их всех мелкими буквами — было принято решение написать всех очень крупно, перегораживая сложную композицию, которую выстраивали из настоящих предметов несколько часов, а потом обрабатывали. Сделать "красное месиво" как и сюжет пьесы. Актерам афиша очень понравилась!

Так и представляется картина, как сидит в самолете какой-нибудь заслуженный советский актер-старичок, который шёл к роли Гамлета всю жизнь, да не дошёл, перечитывает букинистическую книжку с пьесами Шекспира и его портретом на обложке, это видит маленькая девочка-иностранка и кричит на весь самолет: “Дядя! Дядя! А я играла Гамлета в детском саду!”  (P.S. Наши западные коллеги весьма свободны в обработке оригинального текста и могут сделать Гамлета женщиной и дочерью убитого короля, а также переделать других персонажей.) 

И делается это не ради выпендрежа. Западные педагоги на научном уровне доказали пользу такого подхода к репертуару детского театра. Пользу не только для развития личности ребенка, но и для продвижения интереса к культуре, театру и литературе своего государства. Одна из таких педагогов ─ Кароли Кокс. Она написала замечательную книгу “Шекспировские дети”, где поделилась с миром своим опытом постановки Шекспира с детьми в рамках занятий в общеобразовательных школах и авторских летних театральных лагерей. А опыт огромный, с конца 1960ых годов. 

Эта книга вдохновила меня на постановку двух спектаклей по произведениям Шекспира: “Уильям Шекспир: Княгиня Ольга” с детьми 9-12 лет и “Макбет” c детьми 6-10 лет. 

Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем. У Шекспира нет такой пьесы, но его язык настолько богат, а произведения насыщены яркими событиями и классическими сюжетными конструкциями, что с их помощь можно рассказать и другие истории. Знаменитое историческое событие из истории Руси - месть Княгини Ольги за смерть Князя Игоря, было сыграно на сцене через аналогичные события из пьес Шекспира и рассказано его словами из разных произведений (Макбет, Гамлет, Ромео и Джульетта, сонеты и др.).
Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем. У Шекспира нет такой пьесы, но его язык настолько богат, а произведения насыщены яркими событиями и классическими сюжетными конструкциями, что с их помощь можно рассказать и другие истории. Знаменитое историческое событие из истории Руси - месть Княгини Ольги за смерть Князя Игоря, было сыграно на сцене через аналогичные события из пьес Шекспира и рассказано его словами из разных произведений (Макбет, Гамлет, Ромео и Джульетта, сонеты и др.).
Спектакль "Макбет". Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Спектакль "Макбет". Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.

Эту статью я хочу посвятить отзывам давно взрослых людей, простых американцев, которым в детстве повезло играть в спектаклях по произведениям Уильяма Шекспира. Они взяты из книги Кароли Кокс и переведены мной. Я взяла только 10 первых, но в книге их многие десятки. У Кароли Кокс было сотни учеников за десятки лет педагогической деятельности. Из них ясно, что нельзя забирать у детей возможность играть в пьесах по Шекспиру, тем более из-за каких-то древних неактуальных стереотипов. Изменив ситуацию в детском театре у нас появится свой Голливуд и закончится период застоя в культуре! А главное ─ дети будут счастливы! 

Статья проиллюстрирована фотографиями с детских спектаклей по Уильяму Шекспиру наших западных коллег и фотографиями моих режиссерских работ “Уильям Шекспир: Княгиня Ольга” и “Макбет”.

Первый отзыв. Элизабет Спейтс, участница летних программ Кароли Кокс “Шекспир для детей” в Лонг Бич, Калифорнии в 1991, 1992, 1993, 1994, 1995 и 1996 годах.

Я не помню, чтобы Шекспир когда-либо был сложен для понимания. Мне только исполнилось семь, когда я сыграла свою первую шекспировскую пьесу, и запоминание сценария и истории не отличалось от освоения какой-либо другой книги, которую я изучала в школе или дома. Для меня, как для маленького ребенка, который только недавно научился читать, любая литература казалась новой. Какая разница между Доктором Сьюзом, Шелом Сильверстайном и Шекспиром? Если я не знал, что значит слово – я спрашивала. Вот как я училась.

А как же дела с запоминанием? Никогда не недооценивайте возможности ребенка запоминать реплики. В этом возрасте я могла повторить все реплики из диснеевских мультфильмов слово в слово. А в спектаклях, в которых я играла, от меня требовалось запомнить только мои собственные слова, но я отчетливо запоминала что говорит каждый персонаж, как минимум каждый персонаж, с которым у меня была общая сцена, как и большинство других реплик из целой пьесы.

Понимание концепции пьесы тоже не составляло сложности. Шекспир использовал аллегории и архетипы, которые можно встретить где угодно в современной детской литературе: комедия и трагедия, короли и королевы, ведьмы и феи, сказки о мести и любви. Эти темы универсальны для любых времен, стран и поколений. 

Второй отзыв. Дианна Кларк Смит, училась в четвертом и пятом классах Кароли Кокс, в начальной школе Шорвуд Хиллс, в Мэдисоне, Висконсине, 1968-1969.

Я очень ярко помню игру в Гамлете и Макбете. Для меня, в то время, казалось легко и нормально ставить Шекспира в четвертом и пятом классах. Я играла солдата в Гамлете и Леди Макбет. Я помню, как поразило мою маму и ее друзей из университета, что четвертый и пятый классы играют Шекспира, но я не помню, чтобы это было более сложно, чем другие спектакли, которые мы ставили. Я помню чувство гордости, когда моя мама рассказала своим друзьям о спектаклях, которые мы ставим, и они изумленно спросили какая у меня роль. Я знаю, что у нас был сжатый сценарий, который было легче играть детям, но не так много было из него исключено, что история стала очень уж отличаться от оригинала. Мне очень нравились костюмы, язык, чувство, что мы ставим Шекспира. Позже в жизни, когда я встречаю реплики из спектаклей, которые мы делали, я возвращаюсь в воспоминаниях в те дни, когда мы с Миссис Кокс ставили спектакли, и всегда чувствую, что это мои пьесы. Я могу услышать реплику или что-нибудь о Гамлете или Макбете и думаю: “О, мы ставили эту пьесу, когда я была в начальной школе”. Или увижу знаменитую актрису, играющую Леди Макбет и подумаю: “Это же моя роль!”. Постановка пьес Шекспира в рамках уроков Миссис Кокс стало чем-то, что осталось со мной на всю жизнь. Это дало нам огромную уверенность и стало великолепным жизненным опытом. 

Спектакль "Макбет". Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Спектакль "Макбет". Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Спектакль "Макбет". Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Спектакль "Макбет". Режиссер и преподаватель: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.

Третий отзыв. Фелиция Робертс, училась в четвертом/пятом классах у Кароли Кокс, в начальной школе в Шорвуд Хиллс, в Мэдисоне, Висконсине, 1968-1969 годах.

Что я больше всего запомнила о постановке Макбета в четвертом классе, так это то, что было две Леди Макбет и сначала нужно было быть “злой”, а потом стать “безумной”. Я думаю, что мне реально помогло сыграть роль лучше, это изменение и развитие персонажа, и что она чувствует последствия своих поступков. Возможно, это был мой самый первый урок этики и как наша деструктивная часть может отразиться на нашем я и окончательно нас уничтожить. Мне нравится чувство силы зла Леди Макбет, но чувство безумия (которое сыграла другая девочка, Марта Аскинс, моя лучшая подруга) драматически более интересно зрителям.


Четвертый отзыв. Фелиция Робертс, училась в четвертом и пятом классах у Кароли Кокс, в начальной школе Шорвуд Хилс, в Мэдисоне, Висконсине в 1968-1969 годах. 

В четвертом классе я играла Полония из Гамлета, что побудило меня из-за огромного интереса посмотреть все версии Гамлета и особенно, как делают Полония…В общем, опыт игры определенно родил во мне интерес к театру и это продолжается и по сей день (прошло уже 40 лет) – это также помогло мне как учителю, напомнило мне, что люди всех возрастов лучше всего учатся через действие – поэтому я иногда прошу своих учеников через драму или через комедию показать то, что мы выучили в семестре, это лучший способ просуммировать весь выученный материал.

 Пятый отзыв. Эрик Вестмен, учился у Кароли Кокс в третьем/четвертом классе в начальной школе Шорвуд Хиллс, в Мэдисоне, Висконсине в 1969-1970

Я помню слова “И ты, Брут? И я Цезарь!” и как я неподвижно лежал под простыней до конца спектакля. Я вспоминаю эти слова каждый раз, когда кто-нибудь тыкает меня в спину на работе спустя уже столько лет. 

 

Шестой отзыв. Марико Сакита, училась в третьем/четвертом классах Кароли Кокс, в начальной школе Шорвуд Хиллс, в Мэдисоне, Висконсине, в 1969-1970 годах.

Я всегда знала, что опыт нашего третьего/четвертого класса с вами в Мэдисоне был особенным и уникальным. Когда каждый из моих троих детей переходил в третий класс, вы бы слышали, как я прожужжала уши всем родителям о том, как мы в свое время читали и ставили Юлия Цезаря по Шекспиру: нужно было снимать на камеру любопытную смесь из страха и боли на лицах родителей, когда я им постоянно об этом рассказывала.

Мои воспоминания о Шекспире были о том, как весело мы переодевались в костюмы и играли. Мы уделяли время тому, чтобы разобраться в индивидуальности каждого персонажа и что заставляет их действовать, не смотря на то, Цезарь этот персонаж или обычный плебей. Мы читали характеризующие персонажей реплики, разбирались в отношениях между персонажами, учитывая контекст сцены и как сюжет раскрывается через действия. Однако, я не знала в то время, что мы на самом деле учились, двигаясь в процессе маленькими шагами. Этот урок я навсегда запомнила в жизни с тех пор. Я думала и переосмысливала этот процесс, когда я готовилась к конкурсу пианистов в старших классах, когда я тренировалась и бежала нью-йоркский марафон в 2006 году или когда искала работу, после 10 лет безработицы, пока занималась семьей – три потенциально сложный проекта, которые познаются благодаря рассечению каждого проекта на маленькие части и познание каждой отдельной части маленькими шагами в течение определенного времени. У меня всегда в работе много проектов и вызовов. Независимо от их результата, я всегда, как минимум, наслаждалась и ценила процесс. 

Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем.
Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем.
Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем.
Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем.

Седьмой отзыв. Даг МакЛеод, учился у Кароли Кокс в третьем/четвертом классах, в начальной школе Шорвуд Хиллс, в Мэдисоне, Висконсине с 1969 по 1970 годы, в летних программах “Шекспир для детей” в 1971, 1972, 1973 и 1974 годах. 

Мой первый опыт с Шекспиром в школе был в третьем классе. В том году мы играли Юлия Цезаря, который был определенным шагом, отличающимся от того обычного типа пьес, которые мы обычно ставили в начальной школе. Я сказал себе: “Я принимаю это”, так как не помнил ничего особенного о постановке других спектаклей в школе. Однако, я очень живо запомнил Юлия Цезаря.

Конечно, нашим самым любимым моментом была сцена убийства. Под свет горящих факелов, пришла моя очередь переходить в четвертый класс, всех, на кого мы смотрели, мы сопровождали может и не взглядом Цезаря, но точно взглядом лидеров класса. Опыт Юлия Цезаря дал нам огромную уверенность в себе, так как мы понимали, что делаем действительно что-то экстраординарное, играя Шекспира. 

Возбуждение от этой коллективной активности постановки Шекспира побудило нас с нетерпением ждать теперь уже летней театральной программы Миссис Кокс по Шекспиру, где наша классная сцена была окружена красивыми декорациями среди деревьев на школьной территории. Более не привязанные к классной комнате, мы чувствовали себя еще более особенными, бандой настоящих драматических артистов. Моя уверенность поднялась еще больше, когда я поднялся от роли одного из заговорщиков до главной роли в “Сне в летнюю ночь”. Это великолепное чувство, иметь главную роль среди других очень талантливых детей. 

На последующих летних каникулах мы поставили Макбета и Гамлета. Я помню, как горд был тем, что выступал на сцене в тщательно-продуманном костюме, который сшила моя мама для меня. В обоих постановках я разделял главную роль с мальчиком, который был намного талантливее и более развитым чем я. Это привело меня к жесткому выводу, что не важно какие у тебя способности, всегда найдется кто-то лучше тебя, чья звезда будет гореть ярче и тебе придется иметь с этим дело всю жизнь. Я оставался на связи с этим парнем еще долгие годы после спектаклей, но, к сожалению, он умер слишком молодым, отчасти из-за того, что его бременем очень высокого интеллектуального дара часто пользовались. 

Мы получали возбуждение от сцен с боями и сцен на балконах, и да, от любовных сцен и сцен смертей тоже, те из нас, кто открывал для себя такой драматический опыт в таком раннем возрасте в итоге находили в себе любовь к особенности Шекспира и не только литературной, но и драматической. Они получали трехмерный репрезентативный опыт удовольствия от обучения и данный опыт стал для меня одним из самых ярких воспоминаний начальной школы. Эти опыты, полученные через спектакли, расставили точки аналогий в течение всей моей жизни. И конечно, они посеяли семена уверенности для навыка публичных выступлений, что очень помогает мне и по сей день, так как я работаю профессором в университете. 

 

Восьмой отзыв. Сара Киановски, была в третьем/четвертом классах Кароли Кокс в начальной школе Шорвуд Хай Хилл, в Мэдисоне, Висконсине, в 1969-1970 годах.

Ваши уроки повлияли на меня на всю жизнь. Чтение и постановка Шекспира с вами в четвертом классе было моим введением в понимание интерпретации, к знанию, что может быть более чем одно объяснение текста, что книга может быть прочитана для большего, чем просто для наблюдения за персонажами и сюжетом, просто нужно выделить время для работы над пониманием, осознать, что непонимание после первого чтения может уйти после повторного чтения. Это также повлияло на мое личное восприятие детского образование, через мой личный детский опыт. Так как мне было комфортно вместе с Шекспиром в детстве, я предполагаю, что моим детям будет тоже, и как дети часто делают, они тоже будут ждать встречи с этими впечатлениями.

Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем.
Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем.

Девятый отзыв. Дэвид Мидарис, учился в четвертом/пятом классах у Кароли Кокс в начальной школе Шорвуд Хиллс, в Мэдисоне, Висконсине с 1967-1968 и 1968-1969 годы, участвовал в летних программах “Шекспир для детей” в 1971, 1972, 1973 годах. 

Когда я размышлял о своем опыте постановки Шекспира в вашем классе, я думаю это был первый сознательный раз, когда я применял критическое мышление и анализ. Не то чтобы я полностью понимал критическое мышление в таком возрасте. И если я и не осознавал эту способность, то она все равно была подсознательной, поскольку я могу восстановить ее сейчас. Но, обращаясь к частям моей памяти, я хочу вспоминать не только слова, но чувства и ощущения от этих слов и понять значение этих слов в контексте повествования. Я осознал, что запоминание идет легче через ритм пятистопного ямба. 

Это нечто большее, чем потрясающие воспоминания и взгляд в прошлое в конец 1960ых, когда застрелили Мартина Лютера Кинга и Бобби Кеннеди, и нация надеялась и мечтала, и шла война во Вьетнаме, и в одно и то же время шли демонстрации на улицах за мир и за войну, а мы играли трагедии, как Гамлет и Макбет – трагедии, которые отражались эхом из прошлого в наших современных жизнях и временах. 

Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем.
Спектакль "Уильям Шекспир. Княгиня Ольга". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов. Театральная студия Джем.
Спектакль "Макбет". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Спектакль "Макбет". Режиссер и преподаватель Мария Подковырова. Театральная студия Джем.

Десятый отзыв. Дэвид Медерс, учился у Кароли Кокс в четвертом/пятом классе в начальной школе в Шорвуд Хиллс в 1968-1969 годах, а также участвовал в летних программах Кароли Кокс “Шекспир для детей” в Мэдисоне, Висконсине в 1971, 1972 и 1973 годах.

Учить наизусть такой язык – было великолепным опытом в раннем возрасте. Понимание того, что можно делать с языком, как делал с английским Шекспир, каким разнообразным, ярким и сильным может быть язык, осталось со мной на всю жизнь. После такого опыта с Шекспиром у меня появился интерес к языку, к истории, к драматическому искусству, к комедиям и трагедиям, а также к поэзии. 

Как видите, никакие стереотипы не устоят перед живым человеческим опытом и жизнью. Я уверена в том, что грядет рассвет детского театра в России. И то, что для иностранцев уже давно является нормой и обыденностью, нашему поколению детей только предстоит радостно познать и стать первопроходцами в этом. 

Закончим юмором, очень смелым художественным решением финальной сцены Макбета  в одной из католических начальных школ запада.  Макдуф выносит голову побежденного Макбета. Догадываюсь, что Макбет забрал потом сделанную им же голову домой и поставил в комнате, на радость родителей. Актеры-дети всегда так делают.
Закончим юмором, очень смелым художественным решением финальной сцены Макбета в одной из католических начальных школ запада. Макдуф выносит голову побежденного Макбета. Догадываюсь, что Макбет забрал потом сделанную им же голову домой и поставил в комнате, на радость родителей. Актеры-дети всегда так делают.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic