Categories:

Как американский школьный театр изменился в 1960е годы?

1960ые годы в истории США являются особым периодом. Это время изучают ученые, боготворят творческие личности и оно до сих пор вдохновляет людей и не выходит из моды. Многие называют американские 1960е периодом культурного расцвета, настоящим золотым десятилетием творчества. Революция происходила везде: в музыке, в кино, в поэзии, в политике, в космосе. Хиппи, борьба за права, расцвет рок-музыки, независимое кино, театральные эксперименты, высадка на Луну, громкие политические убийства (братья Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Малькольм Икс), война во Вьетнаме, секта Чарльза Мэнсона, появление и конец группы Битлз, страх ядерной войны с СССР, и много других масштабных событий. Как говорят, такое чувство, что люди в 1960е находились в состоянии громкого отмечания приближающегося конца света. До сих пор американцы активно изучают этот период и даже Голливуд каждый год активно снимает фильмы про события, происходившие в 1960е, делая как документалки, так и художественное кино. Фильмов выходит намного больше чем про другие десятилетия.

Мария Подковырова -режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи. День рождения театральной студии Джем в стиле "Бременских музыкантов." Кстати, мультик тоже знак той эпохи, ведь вышел он в 1969 году. Поэтому футболка с Ленноном отлично подошла образу Бременского музыканта).
Мария Подковырова -режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи. День рождения театральной студии Джем в стиле "Бременских музыкантов." Кстати, мультик тоже знак той эпохи, ведь вышел он в 1969 году. Поэтому футболка с Ленноном отлично подошла образу Бременского музыканта).

Я обратила на это внимание и сопоставила со своей областью, ведь я режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. В книге Кароли Кокс «Шекспировские дети», благодаря которой я первая в России начала ставить Шекспира на сцене с детьми, и даже поставила «Макбета», было написано, что она в 1969 году начала ставить Шекспира с детьми в общеобразовательной школе и с удивлением обнаружила, что дети, даже младшие школьники, всё понимают. Все эти шекспировские интриги, заговоры, борьбу и войны. Конечно, если в доме включены телевизор и радио, и в прямом эфире убивают президента страны, или соседские старшеклассники, кто после школы отправляется во Вьетнам, а кто на фестиваль Вудсток. И все это обсуждают. Как бы не хотелось родителям оградить детей от негативной или слишком позитивной хиппи-информации, просто включив им по телевизору популярный сериал Звездный Путь (Стар Трек), они все равно всё видели и всё слышали. И «Макбет» с «Гамлетом» после этого показался им сказкой, и даже наоборот, имел эффект психологической разгрузки и объяснил, что происходит в мире.

1960е
1960е
1960е
1960е
"1960е. Время, когда изменилось всё". Обложка LIFE.
"1960е. Время, когда изменилось всё". Обложка LIFE.

Но в школьном театре Америки 1960х произошло не только это. Шекспир в американских школах закреплялся уже в течение 1970-1980 годов. Было много других масштабных событий. О них я узнала прочитав статью Фреды Кеннер «Актерское мастерство: возврат к прошлому – взгляд в будущее. Школьный театр в 1960е годы», написанную и опубликованную в 1969 году в театральном журнале Dramatics. В этой статье Фреда Кеннер, руководительница театральной труппы в Старшей школе Мессика в Мемфисе, подводит итоги уходящего десятилетия и анализирует произошедшие в этой сфере изменения.

Вы спросите, а зачем нам это знать? Какая-то устаревшая информация. Нам это знать очень важно, ведь в российском школьном театре пока никаких событий не произошло, театр не закрепили в общеобразовательной системе. Театр СССР в 1960е был элитарным и недоступным. Жизнь в нём кипела: Товстоногов, Любимов, Высоцкий в роли Гамлета. Но не для детей. Для детей выпускались только сборники «Пионерский театр» и то, их больше просто читали как детские книжки и рассматривали картинки, нежели ставили на сцене. Детей были рады видеть как зрителей, но на сцену не пускали.

Мы же должны наконец пустить детей на сцену и ускорить полувековое отставание, если хотим качественное кино, разнообразный театр, да и вообще добрых, творческих, расслабленных людей в стране.

Так что же произошло в американском школьном театре 1960х годов и как мы можем это использовать? В статье использована информация из анализа Фреды Кеннер (это конкретно пункты, что произошло, что изменилось) и мои собственные рассуждения, как преподавателя актерского мастерства для детей и подростков. 

Школьный театр. 1960е.
Школьный театр. 1960е.
Школьный театр. 1960е.
Школьный театр. 1960е.

1. Разрушение консервативных нравов в музыке, кино и в политике привело к изменениям и в театре. С театром случилось как и с кино. Мировое кино в 1960е годы изменила французская «Новая волна», нарушившая все возможные «правила» создания и съемки фильмов. Мода на это «хулиганство» 1960х сразу переехала из Европы в США, как и группы Битлз, Роллинг Стоунс, а потом и Пинк Флойд с Лед Зеппелин. Американский театр тоже накрыла мода на всё европейское: на современные, актуальные, злободневные постановки, которые не пускали на большие сцены, но ставились в маленьких театрах и в подвалах. И ставились как кино «новой волны»: без студий, больших бюджетов и нарушая законы классического способа рассказать историю. Появилось большое количество новых пьес и заново открывались старые. Что уж говорить, если хиппи добрались даже до сцены самого Бродвея, где с аншлагами с 1968 года показывали новый мюзикл «Волосы», который привел в шок консервативную публику. Новые, менее консервативные, театральные постановки оказали прямое влияние на студенческий театр и на школьный театр. И если в 1950е годы и ранее, школьный театр был весьма однообразным и ставилось одно и то же, то в 1960е появилось много новых пьес и идей.

2. Произошел информационный бум в театральной сфере. О театре стали больше писать, больше говорить, больше снимать программ по телевизору. Везде бурлила творческая жизнь и энергия, и за театром начали внимательнее наблюдать. В том числе дети. Фреда Кеннер пишет, что ни в одно десятилетие до 1960х, дети так много не ходили в театр и не смотрели постановок. Они стали самым продвинутым в этом плане поколением. И конечно, после такого активного зрительского опыта не были удовлетворены старым привычным материалом.

3. Мода на импровизацию. В театральных студиях, школьных и студенческих театральных кружках вошла в моду актерская техника импровизации. Преподаватели начали активно применять её и экспериментировать с ней в обучении. Развитие фантазии и исходящей из неё импровизации стало одним из основных направлений в обучении детей, и не только в театральной области. На фантазию и на то, что её можно развивать, обратили внимание. Нужно учитывать тот факт, что в 1960е годы американцы тотально увлеклись не только Европой (в виде кино, театра и музыки), но и Индией, а именно: духовным развитием, йогой, медитациями и прочим фантазированием. США наводнили гуру из Индии, даже Битлз специально поехали в Индию и позировали там в народных костюмах с ситарами и гуру, что вызвало восторг фанатов. Видимо тот факт, что можно закрыть глаза и представить себя парящим на облачке и даже получить от этого удовольствие и снять стресс, затронул и образовательную систему. И мудрые преподаватели поняли, что можно не только развивать фантазию, чтобы «ловить глюки», но и использовать её для более полезных дел, например для развития эффективной импровизации, которая смотрится живее и интереснее, чем схематичная театральная заготовка. Тем более все столпы театра, от Станиславского до Чехова, всегда говорили о важности фантазии и исходящей из неё импровизации в системе обучения актера.

Битлз в Индии.
Битлз в Индии.

4. Мода на дуэт. В 1960е годы среди старших школьников и студентов проявился огромный интерес к спектаклям и этюдам на двух человек. С одной стороны на это повлиял модный аскетичный европейский театр, без реквизита и декораций, с другой разнообразие материала, доступная реализация, да и вообще увлекательность этой формы. Можно взять лучшего друга или подругу и разыграть какую-нибудь сценку на 15 минут, можно сделать театральный вечер из десятков таких сцен и миниспектаклей, и всем будет интересно. А можно даже активно импровизировать! И каждый раз будет получаться разный спектакль. Все школьники активно экспериментировали с этой формой театра на двоих.

5. Мода на читки пьес. В 1960е годы преподаватели актерского мастерства, руководители школьных театральных трупп, школьные учителя литературы и языка, да и сами ученики, стали активно экспериментировать с жанром читки. Опять же влияние независимого европейского театра, а также радиоспектаклей. Читка организовывалась как профессиональный спектакль – дети выходили на сцену, садились на стульчики и читали пьесу. Акцент делался на фантазии зрителей, проживании текста учениками, на интонациях, дикции, голосе. Не нужно было делать костюмы, рисовать декорации и заниматься мизансценированием. Учителям нравилось, что в читке можно было легко задействовать весь класс, разбивая большие роли между разными учениками, а также ставить поэзию. Через эту модную форму и школьный театр заново открывались такие поэтические произведения прошлого, как «Спун Ривер» Эдгара ли Мастерса, где было 212 персонажей или модная пьеса 1950х “Под молочным деревом» Дилана Томаса. Кстати, в Россию мода на читки пришла только в последние годы, спустя более чем полвека.

6. Заимствования из мюзиклов. До 1960х театр и мюзиклы недолюбливали друг друга. Театр считал мюзиклы низким жанром, а мюзикл считал обычный театр нудным жанром. Преподаватели в школьных театральных студиях критиковали мюзиклы и говорили деткам: «Не делайте так!». Хотя в американских школах дети исторически участвовали и в том и в другом. Традиционно, к концу года, ученики общеобразовательных школ ставят театральный спектакль и мюзикл. И в школах есть как театральный кружок, так и кружок мюзикла. Но в 1960х ситуация изменилась. Конечно, критики и сравнения остались до сих пор, но направления сценического искусства начали взаимодействовать. Если говорить про театр, то деятели начали замечать, что в мюзикле как-то интереснее костюмы, ярче свет, масштабнее декорации, круче грим, да и порезать сценарий пьесы можно более понятнее и «попсово», чтобы никто не запутался в сюжете. Конечно, драматурги серьезные дяди и писали серьезно, любое слово важно, это же классика. Но что если половину вырезать и вставить песенку или танец? Такой же подход начал проявляться у школьников, тем более дети особо не воспринимали границы между направлениями и считали её глупостью, придуманную взрослыми. Мюзиклы тоже начали присматриваться к серьезности и театру, и даже замахнулись на библейские сюжеты, в 1971 выйдет рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», мюзикл-экранизация Библии, которую Эндрю Ллойд Уэббер придумал под влиянием творчества главного рок-поэта 1960х Боба Дилана и которая исторически станет ассоциироваться у людей с мюзиклом №1. В общем, было решено подходить к театру с точки зрения мюзикла. Не стесняться делать классные декорации и костюмы, упрощать сюжеты сложных пьес, делать веселое зрелище для зрителя. Сейчас это звучит как нечто само собой разумеющееся, но люди открыли это для себя в 1960х. И дети в школьных театральных студиях начали веселиться в 1960х, делая не просто серьезные спектакли с полным текстом пьесы, а шоу.

7. Больше своего материала. Французы нарушили законы кино, британцы начали записывать длиннющие рок-композиции (я про Пинк Флойд) и петь про всякие запрещенные вещи (я про Роллинг Стоунс), афроамериканцы разрушали запреты и меняли отношение к себе, у творчества отменились законы. Это сделало людей смелее и свободнее, в тяжелых политических условиях, когда завтра может начаться ядерная война, люди бросились писать музыку, стихи и пьесы. Это коснулось и школьного театра. Фреда Кеннер замечает, что ученики всё больше приносили своего материала: идей, пьес и этюдов, чем в прошлые десятилетия. Возникло больше экспериментов и больше веры в свои силы, ведь если мир творчески бурлит, то почему бы мне не попробовать что-то придумать? Так что школьники стали смелее высвобождать свою творческую энергию и проявлять больше инициативы.

1960е – яркая, сочная, творческая эпоха. Почему на одно десятилетие свалилось столько всего – до сих пор загадка для многих исследователей. Такая же, как почему именно 1999 год стал таким необычно-насыщенным для истории кино на хиты и шедевры. Про это даже книги пишут. 1960е стали поворотным моментом в истории школьного театра.

Нас поворотные моменты только ждут, ведь в российских школах пока нет театральных студий, нет традиции ставить серьезные яркие спектакли в конце года, нет традиции ставить Шекспира и экспериментировать с современными пьесами. Но я верю, поворотный момент обязательно будет и я буду его приближать! 

Мария Подковырова -режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи. День рождения театральной студии Джем в стиле "Бременских музыкантов."
Мария Подковырова -режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи. День рождения театральной студии Джем в стиле "Бременских музыкантов."


14+15+16+19601960е1960ыеbeatlesГолливудИсторияМакбетМария ПодковыроваУильям ШекспирШекспирактерское агентствоактерское мастерство для детейактерское мастерство для подростковактерское мастерство онлайнактеры-детибитлзбитлсбитлыдетидети 12+дети 3-6 летдети 6-9 летдетская психологиядетский мировой театрдетский спектакльдетский театрдетское образованиеисториякружки для детеймастерство актерамировой театрмонологмонологи-онлайнновый кружокобучение ребенкаонлайн-обучениеонлайн-преподавательонлайн-урокипедагог по актерскому мастерствупедагогикаподросткиполитикапрезидентпреподаватель монологовпсихологияразвивашкистудия для подростковтворчествотеатртеатр СШАтеатральная педагогикатеатральная студия для подростковтеатральная студия москватеатральная школа москватеатральный кружоктеатральный монологфантазияшкола

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic