Categories:

Образовательный театр для детей. Что это такое и чем он отличается от обычного театра?

Почему актерское мастерство для детей и подростков и театральные студии не так популярны и распространены в России, как на Западе? Занимаясь научной деятельностью, я смогла найти ответ на этот вопрос. 

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи.

Обычно, родители не хотят записывать своих детей в театральную студию по нескольким причинам: они не хотят, чтобы ребенок в будущем стал профессиональным актером и имел исходящую из этой профессии экономическую нестабильность, они не видят в своих детях “таланта” в этой области, театр сейчас непопулярен, а национальное кино очень маленькое и все места там почти заняты. “Вот будут театры в тренде и русский нетфликс, тогда мы запишемся. А пока математика и спорт будут полезнее”: говорят они. 

Я задумалась над этим, неужели заграницей Голливуд и Бродвей настолько одурманили голову всем родителям, что только из-за этого существует такое огромное количество детских театральных студий, театр внедрен в общеобразовательную систему, в систему высшего образования, в систему общественных организаций местных органов самоуправления. Неужели всей системой двигает только желание славы и денег, поэтому столько предложений? Все оказалось намного проще и понятнее. Для этого нужно погрузиться в историю того, что в последствии назовут образовательным театром.

США были основаны в 1776 году. Люди переезжали из старой Европы на новый континент, чтобы строить новую жизнь. В старой Европе были строгие правила касательно того, кто может, а кто не может получать творческое образование. Музыке, театру, литературе обучалась элита и дети европейской элиты. На новом континенте это правило начали активно нарушать. Новые демократичные порядки создали почву для импровизации и экспериментов, в том числе в сфере образования. Американские учителя сначала ставили спектакли с учениками на праздники (и это были обычные дети), потом начали ставить спектакли в рамках уроков по литературе и языку, потом заметили, что актерское мастерство для детей и подростков отлично развивает фантазию, навыки публичного выступления, раскрепощает детей, делает их активными, уверенными в себе, замечательно доносит предмет, будь то пьеса или литературное произведение, да и вообще является эффективным педагогическим инструментом. 

Процесс этого эксперимента не был быстрым и занял более сотни лет. Фактически учителя сначала развлекали себя и детей возможностью поиграть в элитарное искусство, ставили спектакли для удовольствия учеников и родителей, но слава про эффективность этого процесса распространилась по молодой стране и такой театр вывели в отдельную область ─ образовательный театр. 

Старый образовательный театр.
Старый образовательный театр.

Нельзя сказать, что общеобразовательные школы стали первооткрывателями пользы театра для детей. Огромную роль в этом процессе сыграла область высшего образования.  В университетах Гарварда, Бейлора, Коламбии появлялись профессоры, которые тоже экспериментировали с театром и ставили со студентами спектакли по изучаемым произведениям. Это повлияло на развитие движения студенческих театров и маленьких местных театров, где в удовольствие на некоммерческой основе играли выпускники университетов. 

К концу 19 века театр начал занимать видимое место в системе образования США, он использовался как хороший эффективный инструмент, как образовательная методика. И эта методика даже начала конфликтовать с обычным коммерческим зрительским театром. Деятели Бродвея и национальных театров были недовольны тем, что любительские театры, студенческие театры, школьные театры не ориентированы на дальнейшее построение карьеры профессионального актера национального театра. Мол к ним приходят после этих заведений те, кто хотят стать звездами и играют не то, и играют не так, да и вообще исповедуют ценности на которых не заработать. Дело в том, что образовательный театр изучал Шекспира, изучал классику, изучал современные европейские пьесы, а не производил зрелище и шоу. Этот конфликт был обозначен в книге 1929 года Кеннета Макгована “Огни рамы через Америку. На пути к национальному театру”, где, в последствии успешный голливудский продюсер, описал своё путешествие по США сквозь призму изучения местных локальных и образовательных театров.  

Но деятели Бродвея зря переживали. В истории театра США, как и коммерческого, так и образовательного, началась черная полоса.  Как писал Барнет М. Хабугут, бывший президент Американской театральной ассоциации, а это была не много не мало главная театральная организация государства до середины 1980ых годов, образовательный театр в США в начале 20 века и так был как приемный ребенок в семействе гуманитарных предметов, хотя все любили играть в спектаклях в школе и понимали эффективность этого. Но Великая депрессия 1930ых годов, жестокий экономический кризис, а потом и Вторая мировая война остановили развитие методики и внедрения театра в образование. Всем было не до этого.

Любая темная полоса заканчивается светлой. Экономический кризис и послевоенное восстановление вылились в очень приятный для развития общества момент. После восстановления экономики государства граждане США начали активно рожать детей, настал бэйби-бум! Уже существующие школы и университеты пришлось увеличивать в объеме в два, а то и в три раза. Из-за этого появилась потребность в новых программах, в новых методиках, в новых экспериментах. Государственное образование расширяло перечень образовательных предложений на любой вкус. Тут и вспомнили про образовательный театр и с 1960ых годов он расцвел и окончательно укрепился в системе американского образования уже на правах родного ребенка. 

Как писал известный театральный критик той эпохи Старк Янг, театр ─ это “нечистое” искусство. “Текст берется из литературных дисциплин, сценография из живописи и других визуальных искусств, публичное выступление берется из сферы бизнеса и презентации идей, производство спектакля зависит от современных технологий (свет, звук, электроника). Ни один человек самостоятельно не сможет объять все сферы театрального искусства, поэтому театр зависит от союза талантливых, дисциплинированных индивидуальностей, которые являются специалистами в своих областях. То, что нетеатральные люди ценят данные области по отдельности, говорит о том, что нужно уважать и ценить театральную сферу, где эти области объединяются и производят общий результат.” Глупо было бы такой комплекс знаний не использовать в системе образования с ранних детских лет, тем более все “элементы” театра преподаются по отдельности. Вот его и используют.

Компаньончики по Шекспиру.
Компаньончики по Шекспиру.

Как вы видите, образовательный театр прошел огромный вековой путь, чтобы официально закрепиться в системе образования. И теперь в каждой американской школе, в каждом американском детском саду, в каждом американском вузе есть театр. 

Чем же образовательный театр отличается от коммерческого общественного театра и в чём его польза для ребенка? Эти отличия тоже были выведены как критиками, так и педагогами.

Они могут прозвучать резко для родителей, которые хотят, чтобы ребенок снимался в кино или играл в профессиональном театре, но нужно понимать, что это позиция американских педагогов образовательного театра, которые хотят, чтобы их научную и педагогическую деятельность отделяли от деятельности обычных преподавателей актерского мастерства, а не позиция автора статьи, который здесь просто озвучивает их позицию. Нужно понимать ситуацию в США, где есть много актерских гуру, пишущих книги и открывающих студии, но они без образования и с эпизодическим актерским опытом (как в комедийном сериале Барри) и отдельно существуют преподаватели школ и университетов, с учеными степенями, которые используют театральные методики в своих программах. Они не очень хотят, чтобы их путали. От этого и резкость. Если вам интересна моя позиция, то я за союз двух подходов: и образование получить и в своё удовольствие поиграть и в театре/кино себя попробовать, если предложат, это весело и запомнится на всю жизнь.

Теперь различия образовательного театра и общественного коммерческого театра. 

1. Образовательный театр не ставит своей целью карьерное продвижение ребенка в кино или в театре. Но знания, полученные в образовательном театре, будут необходимы ребенку, если он всё же захочет стать профессионалом. 

2. Образовательный театр ─ это использование актерских методик, систем, упражнений, театральных приемов, театрального спектакля: для изучения ораторского мастерства, для раскрепощения тела, для поднятия самооценки и уверенности в себе, для изучения разных дисциплин (история, язык, литература, театр), для развития лидерских качеств, для развития фантазии, для развития творческих навыков, для развития харизмы, для повышения навыка работы в команде и совместного творчества, для изучения своих эмоций и тела, контроля за ними и использования их, чтобы выражать свои мысли и чувства в нужном человеку русле. 

3. Образовательный театр делается для ребенка, для ученика, как активного участника процесса, а не для зрителя. Коммерческий общественный театр делается для зрителей, для заработка прибыли, для воплощения творческих идей, а не для развития навыков и знаний актеров во время репетиций спектакля. 

4.  Образовательный театр подходит любому ребенку, вне зависимости от его скромности, зажатости, творческих интересов, отсутствия или присутствия страха сцены, ориентированности на точные науки или гуманитарные предметы. Возможность регулярного сценического опыта повышает уровни отдельных качеств ребенка и способности в отдельных сферах. Коммерческий общественный театр требует готовых профессионалов, является постоянной работой для человека и не занимается их развитием.

Конечно, за исключением театральных вузов, где готовятся кадры для театров и актеров развивают, но что интересно, образовательный театр и театральные вуз ─ это разные системы в образовании США. И что интересно, между ними есть серьезные трения. Преподаватели образовательного театра были недовольны тем, что в 1970ого годы из-за бурного развития области, да и американского театра вообще, образовательный театр начал испытывать обратный эффект. Активизировались хитрые дяди с Бродвея, которые организовывали на чужом празднике жизни рекрутинговые службы. Большинство университетов, даже никак не связанных с театром, начали открывать профессиональные театральные факультеты. От преподавания театральных искусств и истории, до менеджмента театра и продюсирования спектаклей. С этими специальностями и дипломами человек мог работать в профессиональной театральной сфере. Конечно, это хорошо, когда театры растут и даже могут дать стабильную работу, но кто на этих факультетах стал преподавать? Конечно, бывшие преподаватели образовательного театра из школ и университетов, переманенные из общеразвивающей области в узкопрофессиональную, ремесленную. Мало того, что опытных преподавателей стало меньше, так еще и пришлось делить бюджеты, выделяемые на театральное образование напополам с “шоумэнами”. Ведь чиновники, даже в США, не очень там разбирались, где образовательный театр, а где подготовка к работе в общественном коммерческом театре. В общем, оставшиеся преподаватели были недовольны и некоторые до сих пор ворчат, что до 1980ых годов образовательный театр был лучше, уровень школьных и университетских спектаклей упал, да и вообще забивают детям головы мечтами о Бродвее и Голливуде, хотя попасть туда большинству не суждено никогда. И вообще мы поднимали образовательный театр не для этого. 

Кстати, образовательный театр очень попортил жизнь коммерческому, ведь именно благодаря ему в театральной жизни США произошла децентрализация, о которой тоже написал Барнет М. Хабгуд. Были большие, национальные, уважаемые театры в больших городах с развлекательным репертуаром, а образовательный театр через школы и университеты воспитал не только зрителя со слишком утонченными вкусами, но и создателей маленьких локальных театров, которые стали намного интереснее, актуальнее и живее лидеров, что децентрализовало всю систему и изменило зрительский взгляд на то, каким должен быть спектакль. Если говорить проще, образовательный театр сделал участников слишком умными и в большие театры они уже не ходили.    

Вернемся к пунктам.

5. Знания, полученные в образовательном театре, пригодятся ребенку в любой сфере жизни и будут активно им использоваться на практике и приносить практичную пользу. В том числе, если он решит стать профессиональным актером, но это один из тысяч возможных путей. Конечно, ребенка можно не отдавать в образовательный театр, а отдельно записать в кружок ораторского мастерства, в кружок для постановки речи, нанять ему тренера для повышения харизмы и уверенности в себе, записать к психологу, чтобы снял телесные и внутренние зажимы и снял страх сцены, нанять хорошего учителя по языку и литературе, отдать в армию, чтобы он там научился работать в команде единым отрядом и во много других замечательных кружков, секций и активностей. Коммерческий общественный театр ─ это не развитие, а работа. И её успех зависит от образовательного театра, а образовательный театр не зависит от коммерческого вообще. 

Обычные декорации обычного школьного театра США.
Обычные декорации обычного школьного театра США.

В 1960ые годы коммерческий американский театр переживал свой худший период. Хотя всё было нормально, зрители ходили, репутация осталась, но театр выпал из трендов. Люди сошли с ума от телевизора в своём доме и даже Бродвей пошатнуло. Телевидение показывало Элвиса Пресли и Битлз, свежая модная кровь. Дети хотели быть ими, а не далекими бродвейскими звездами, спектакли которых по экрану не увидишь в любое время. Но на наполняемость театральных студий при школах и университетах это никак не повлияло. Они, наоборот, бурно росли в 1960ые. Детям нравилось играть в спектаклях, хотя у детей не было театральных кумиров. Поэтому образовательный театр и общественный коммерческий театр существуют в параллельных вселенных. 

Вывод. Россию все эти перипетии миновали. Театр как был элитарным и закрытым в царское время, как был элитарным и закрытым в советское время, как есть элитарный и закрытый в нынешнее время, так им и останется. Коммерческий общественный театр. А образовательный театр? Где он потерялся? В начале 20 века России было не до образования детей через театр, детей вообще надо было научить читать, считать и ходить в школу. Массовая образовательная система появилась только при советской власти. В 1960ые годы, период расцвета образовательного театра, СССР был в жестком конфликте с США, и тут не то, чтобы образовательный театр не получилось позаимствовать, но даже рок-музыку, которая массово начала появляться в стране только в 1980ые годы. 

Сейчас для США и Европы это устоявшаяся, нормальная, крепкая и традиционная образовательная практика. Уже не инновационная. А мы пропустили этап свежести, новизны и инновационности и ищем какие-то новые фишки, сферы, подходы. Хотя есть много старых, таких как образовательный театр, которые нужно внедрять и использовать. И не смотреть при этом на коммерческий общественный театр. Как показал опыт США, расцвет или упадок коммерческого общественного театра никак не влияет на сферу образовательного театра, ведь это самостоятельная система, свой личный театр каждой школы и университета, от которого участники получают главное ─ знания, практические навыки и удовольствие. 

Поэтому записывайте детей в театральные студии, не думайте стереотипами из начала статьи. Ваш ребенок будет заниматься по методикам, пользу которых доказали уже три века существования образовательного театра. А представьте, если процесс из США повторится в современной России? Ученики школ и университетов, игравших в общеобразовательных театральных студиях, потом создали театры лучше, чем национальные и перевернули эту сферу, да и работу себе нашли, ведь зрителей было много. Не говоря уже об активных, уверенных в себе, харизматичных лидерах, которые поиграв на сцене пошли в другие сферы показывать спектакли своим подчиненным, мотивируя их стать такими как они боссами-звездами. 

Поэтому нашим детям можно только позавидовать. Их еще ждет расцвет образовательного театра и родители уже могут стать первыми, кто посадит детей в этот поезд сценического магнетизма для своего ребенка. 

И в каждой российской школе будет школьный театр как в Санта-Барбаре.
И в каждой российской школе будет школьный театр как в Санта-Барбаре.


14+15+16+beatlesГолливудМария ПодковыроваУильям ШекспирШекспирактерские упражненияактерский монологактерское агентствоактерское мастерство для детейактерское мастерство для подростковактерское мастерство онлайнактеры-детианглийский языкбитлзбитлсбитлыбукинистические книгивниманиевоспитание детейвоспитание ребенкавысшее образованиедетидети 12+дети 3-6 летдети 6-9 летдети и кинодети и родителидетская психологиядетский мировой театрдетский спектакльдетский театрдетское образованиезамкнутостьзамкнутый ребенокзастенчивостьзастенчивый ребенокигрыигры для детейигры с детьмиисториякружки для детейкуда отдать ребенкакуда отдать ребенка учитьсямастерство актерамировой театрмонологмонологи-онлайнновый кружокобразовательный театробучение ребенкаонлайн-обучениеонлайн-преподавательонлайн-урокипедагог по актерскому мастерствупедагогикаподросткиподростковыйпреподаватель монологовпробыпрокачкапрофессияпрофессия ребенкапсихологияразвивашкиребенок хочет статьрежиссураречьстудия для подростковтворчествотеатртеатр СШАтеатральная педагогикатеатральная студия для подростковтеатральная студия москватеатральная школа москватеатральный кружоктеатральный монологфантазияшколаэмоциональный интеллектэмоциональный интеллект у ребенка

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic