Categories:

Чем страшен монолог? И почему актеры-дети не боятся монологов?

В прошлой статье «Чем сложен монолог для актера-ребенка?» (которую вы можете прочитать кликнув по названию на сайте) я рассказала вам про то, что обучение актерскому монологу не такое уж легкое занятие, каким кажется. И эта сложность как раз и делает монолог эффективным инструментом оценки актерских способностей у ребенка и плюс прокачивает актерские навыки детей. 

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. Готовлюсь к спектаклю "Орфей и Эвридика".
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. Готовлюсь к спектаклю "Орфей и Эвридика".

Сегодня я расскажу, почему монолог страшен, а он действительно страшен. И дело даже не в том, что монологи страшно ставить или процесс работы доставляет какие-то очень страшные эмоции детям. Как раз дети монологов пока не боятся, в отличие от взрослых актеров, для которых монологи очень сильный стресс. Почему монолог страшен?

1. В монологе у актера нет партнера. Смотреть диалог двух актеров в любом случае интересно. Даже если актеры плохо играют, между ними не возникает химии, они ошибаются, не подходят друг другу. Зритель всё равно находится в ситуации подсматривающего в замочную скважину. Именно поэтому даже насмотренный зритель с изысканным вкусом может залипнуть над дешевеньким телесериалом для домохозяек, если случайно увидит его по телевизору. С детьми еще легче. Два ребенка или взрослый+ребенок, и даже плохая сцена всё равно смотрибельна. А вот монолог нет. Монолог для актера - это ходьба по тонкому канату. Без партнера играть намного сложнее и страшнее. Тем более один актер притягивает 100% внимания, а не 50 на 50.  

2. В монологе у актера нет времени. Монолог - очень короткое произведение. Монолог может длится максимум несколько минут, если это не полноценный моноспектакль. И за эту минуту-две, актер-ребенок должен раскрыться, рассказать историю, прожить её. Если читка сценария, на который отбирается ребенок, по ролям не опирается на временной интервал, это просто «огрызок» сценария, не понятно что было до, что будет после, что хочет режиссер, и к какому результату это всё идёт, то монолог законченное полноценное произведение, которое должно полностью погрузить зрителя в историю, за очень короткий промежуток времени, и вызвать у него эмоцию. На 100% внимания накладываются временные ограничения.

3. Монолог максимально минималистичен. В монологе нельзя использовать  реквизит, костюм, делать его в красивой декорации, использовать какие-нибудь эффекты или специальный грим. Кино и театр очень хитрые виды искусства. Плохую актерскую игру можно всегда прикрыть хорошей работой других цехов. Облачиться в красивый костюм, взять красивый меч или шпагу, нанести грим какого-нибудь внеземного создания, а в конце пустить дым или достать из кармана конфетти и бросить в сторону зрителей. Поэтому для взрослых актеров монолог – это стресс. Многие актеры очень комфортно себя чувствуют, облачившись в исторический костюм и в парик, с наклеенной бородой и блестящей шпагой. Но выйти в одиночестве на сцену без всего, в темной одежде – вызывает у актера стресс. Дети не так чувствительны к минималистичности монологов, для них это игра, но чем взрослее становится актер, тем больше понимает, как страшен и дискомфортен монолог. Кстати, именно с этого начинается самая знаменитая книга по актерскому мастерству, книга Константина Станиславского «Работа актера над собой». Станиславский описывает свои первые ошибки в актерском мастерстве, как при подготовке к роли Отелло Шекспира он по неопытности погружал себя в максимально-комфортные условия, вместо того, чтобы минималистично работать над ролью, а над внешним образом работать в конце. Станиславский делал грим, подбирал клинок героя, сапоги, рычал как тигр, делал костюм и всё это обернулось большим провалом и выглядело смешно. Радикально в направлении минималистичности двигаются многие представители модного современного европейского театра, специально ставя своих актеров в условия игры без всего (костюмов, реквизита, декораций). Прибавляем к 100% внимания и временным ограничениям атмосферу минимализма. Даже за черепушку Йорика не схватиться! Очень страшно!

4. На качество монолога очень сильно влияет внутренний стресс. Чуть дрогнул голос, переволновался перед началом, от стресса понесся и слишком энергично сыграл монолог, вроде играешь правильно, но глаза от стресса безумные. У актера всегда есть стресс перед игрой на сцене или в кино, но в монологе этот стресс виден особенно чётко. На это влияет и то, что актер один, и внешний минимализм, и ограниченное время. В большом спектакле, когда актер выходит на сцену, он может и волнуется первые минуты и где-то это заметно, но проходит время и актер комфортно течет по реке истории, а монолог раз и закончился. И зритель уже составил своё мнение. Увидел, что тебя от стресса понесло либо слишком громко и высоко, либо увидел твой страх. Спасибо, следующий! Поэтому работа со стрессом в постановке монолога занимает особое место. У детей этот вопрос стоит не так остро, но всё равно часто бывает, что ребенок в привычных условиях занятий уверенно, чётко и на одной правильной волне играет монолог, но вдруг ему нужно показать монолог не преподавателю, а постороннему человеку, не дома перед камерой, а в чужом помещении, и ребенок плывёт, показывает 60% результата, а не 100%. Да, монолог – страшная штука. Но только погружая себя в такие условия можно побороть страх и неуверенность. Для этого мы и занимаемся актерским мастерством, чтобы уметь играть в любых условиях, для любых зрителей.

5. Монолог- это 100% ответственность актера. Огрызок сценария, который часто просят сыграть на пробах и кастингах, на самом деле снимает ответственность с актеров. Актер думает: «Сценарист – дурак. Режиссер – дурак. Партнер – дурак. Я не сыграл –  не моя вина. Как такое вообще можно сыграть?». И будет прав. Что там в голове у режиссера и продюсера - актер не знает. С ним никто режиссерски не поработал. Задачу поставили из пары слов. Сценарий весь актер не читал. В итоге режиссер с сомнительным образованием с умным видом выбирает актеров по росту, весу и цвету волос: «Этот с рожей будет бандитом. Блондинка – студенткой-тусовщицей. Толстячок будет шутить.» Монолог же актер должен подбирать, долго репетировать, много показывать, постоянно повторять. Даже при работе с преподавателем по актерскому мастерству конечный результат всегда на плечах актера. Что хорошо получается в условиях занятия может из-за стресса снизиться в чужой атмосфере, когда у тебя одна попытка. Ответственность очень давит.

Как видите, страшная картина! Монолог – полнейший дискомфорт! Но, к счастью, дети это пока не осознают, дети с удовольствием делают монологи, показывают их, записывают на видео. Мои ученики даже получают роли благодаря монологам и выигрывают конкурсы. Дети менее чувствительны к таким штукам, пока они дети. Когда мы дети – мы с радостью бежим кататься на колесе обозрения или с горки-камикадзе в аквапарке, но чуть взрослея мы уже думаем: «А если колесо остановится? А если колесо упадёт? Кто его вообще строил? Компетентные строители? А горку? Сколько человек умерло от сердечного приступа на горке-камикадзе?». Поэтому если ваш ребенок занимается актерским мастерством – нужно максимально-много уделять времени монологам, тем более они не требуют каких-то особых условий. Чем больше ребенок поставит монологов, тем комфортнее ему будет во взрослой жизни, когда ты более придирчиво будешь оценивать себя и больше сомневаться, знать нюансов и испытывать давление от ответственности, минимализма и 100% внимания к своим действиям со стороны. Поэтому ставьте с детьми монологи и они станут супер-актерами! 

Читайте мою статью «Монолог. Польза для актера-ребенка».


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic