podkovyrova
podkovyrova.ru
17 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Как подготовить ребенка к онлайн-занятиям? 12 советов от практикующего онлайн-преподавателя.

Новая реальность диктует новые правила жизни. Еще вчера ваши дети ходили в школы и детские сады, посещали кружки и развивашки, а уже сегодня они сидят дома и не выходят на улицу из-за эпидемии. Для детей эпидемия - пугающее, но захватывающее приключение. Многие воспринимают ее именно так, до первых конфликтов «мам, ну поигрались и хватит, пусти меня на улицу!». В атмосфере четырех стен и родительских обсуждений противоречащих друг другу новостей из телеграмма приходится еще и учиться. Учиться как в школе, так и на дополнительных занятиях.

Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.

Я Мария Подковырова, моё ремесло - актерское мастерство для детей. Еще вчера мне необходимы были просторный зал со сценой и личное присутствие каждого актера-ребенка для репетиции действий. Но новая реальность диктует новые правила, и сегодня мы репетируем монологи, делаем упражнения и читки спектаклей онлайн, даже развиваемся с актерами-малышами от 3 лет с помощью их родителей. Я уже не первую неделю этим занимаюсь, честно соблюдаю изоляцию с тех пор как актерские студии закрыли, и я провела уже многие десятки онлайн-занятий.

Эта статья написана для того, чтобы помочь родителям и детям, занимающимся онлайн (любым предметом, не только актерским) сделать их учебу наиболее эффективной и продуктивной. А также помочь преподавателям, которые только познают азы онлайн-формата. Ведь атмосфера дома и дистанционность создает особые проблемы. И мы от этих проблем избавимся. Подготовим рабочее место, настроимся, создадим рабочую атмосферу. Начнем!

P.S. Буду рада репостам и рассылкам моей статьи от преподавателей своим ученикам, только, пожалуйста, указывайте кто ее написал и ссылку на источник.

Начнем!

1. Заранее психологически подготовьте ребенка к тому, что будет онлайн-занятие. Если ребенок дошкольного возраста объясните и покажите ему, как работает видеоконференция, дайте ему понять где находится камера, куда смотреть, пусть побалуется с вами, поприкалывается, побудет в эйфории. Для дошкольников тетя-училка в скайпе- это огромный прикол, но во время занятий приколы сжигают ваши деньги и время. Поэтому лучше заранее побаловаться со скайпом и немного охладить свой пыл к нему. После проговорите, что это занятие с живым педагогом, а не роботом или мультиком в экране, нужно смотреть и слушать так же, как и на занятии, только через камеру. Если ребёнок школьник, напомните ему о поведении на уроке и уважении к работе живого преподавателя, даже через экран компьютера. Камера и расстояние разрушает живые границы между педагогом и учеником, и ребенок ощущает себя не на занятии, а в своем доме и начинает расслабленно и развязно себя вести. С этим нужно работать, чтобы любые занятия проходили продуктивно.

2. Заранее проверьте связь! Настраивать связь для онлайн-уроков нужно заранее, минимум за 30 минут, а не за 5 минут до урока или делать это во время самого урока. Добрый преподаватель, как я, потерпит и поможет справиться с техническими сбоями и продлит из-за них урок на время настройки, 10-15 минут. Хотя делать это все сложнее из-за плотного расписания. Злой закончит урок в оговоренное время и время настройки вы назад не получите. В основном преподаватели работают через скайп и зум. Если с преподавателем работает администратор - он пишет подробную инструкцию как подключиться и все проверить. Читайте ее! Многие родители этого не делают. Проверить связь - легко. Если в вашей семье есть два мобильных телефона или один телефон и ноутбук - установите на оба устройства приложение, через которое будете учиться, зарегистрируйте разные аккаунты, выйдите в разные комнаты и позвоните друг другу через скайп или зум. Проверьте, как друг друга слышите и видите. Также и в зуме и в скайпе есть специальные кнопки для проверки звука и связи. Найдите их заранее. Если есть проблема - используйте гугл или ютуб. Вы не поверите, но гугл и ютуб отлично справляются с решением любой технической проблемы. На простые запросы «не вижу собеседника в скайпе», «нет звука в скайпе», «где кнопка проверки связи в зум» поиск выдаст вам и видео, и картинки, и схемы, и тексты где, как что найти, включить и исправить. Даже слово скайп и зум можно написать по-русски. Есть целые блогеры, которые маленькими 30 секундными видео с исправлением проблем набивают себе миллионы просмотров и настраивают вам связь, только повторяйте действия за ними. Для настройки не надо быть технарем и даже разбираться в компьютерах, просто заранее озаботьтесь этим вопросом, чтобы в панике не сжигать время занятий. По-хорошему, если ваш ребенок уже ходит в первый класс- вы можете сами поставить ему задачу разобраться с компьютером и связью. Ну не очень это хорошо, когда 12-летним мальчикам, которые уже должны защищать Родину в Battlefield, гонять на лошадях в RDR 2 да и вообще которые могут приносить денюжку в семейный бюджет, участвуя в кибер-спортивных турнирах или программируя, бедные мамы настраивают скайп. Не берегите так детей! Пусть два часа сами посидят и разберутся, чем вы поседеете с этой настройкой. Не берегите детей по части компьютеров, многие в их возрасте уже работают в Силиконовой долине или зарабатывают большие деньги через интернет.

Здравствуйте, Я Мик Джаггер и я вас не слышу в этих наушниках. Вопрос! Почему? A) Я уже старый и глухой. Б) Наушники у меня на щеках, а не на ушах. В) У меня вылетел провод.
Здравствуйте, Я Мик Джаггер и я вас не слышу в этих наушниках. Вопрос! Почему? A) Я уже старый и глухой. Б) Наушники у меня на щеках, а не на ушах. В) У меня вылетел провод.

3. Используйте наушники и микрофон. Это необязательный пункт. Сейчас семейный бюджет ограничен, магазины и пункты выдачи закрыты, лишний раз что-то заказывать, даже с доставкой - не хочется. Но если ваш ребенок регулярно занимается онлайн - наушники и микрофон станут полезным дополнением к занятиям. Не самым необходимым, но полезным. В телефоны и ноутбуки, даже дорогие, по-умолчанию встроены не самые лучшие колонки и микрофоны. Даже сама форма телефонов и компьютеров не позволяет сделать четкий, чистый, громкий звук конкретно для видеосвязи, микрофоны спрятаны в глубине, а звук из колонок гуляет по комнате. В итоге, приходится разбирать слова, звук сливается с шумом в комнате, обрывы связи делают его еще хуже, пару занятий подряд еще терпимо и незаметно, но если ребенок занимается так многие дни нон-стопом - у него будет болеть голова от постоянного напряжения из-за плохого звука. Такие дополнительные устройства, как микрофон и наушники решают эту проблемы. Вас четко слышно и вы четко слышите собеседника. Микрофон улавливает только звук голоса и чистит его, наушники обрубают посторонние шумы и громко и в цель доставляют голос собеседника. Прекрасные устройства. Не обязательно покупать дорогую аппаратуру. Будет достаточно даже блютуз наушников или даже самых дешевых проводных наушников с встроенным микрофоном. Они уже почистят и улучшат звук. Используйте их, если есть возможность и не забудьте настроить и проверить заранее, как в пункте два.

4. Продублируйте интернет-соединение. Никто не застрахован от разрывов интернет-соединения посреди занятия. Говорят, что сейчас интернет испытывает пик нагрузок, провайдеры не справляются, аварии со связью происходят чаще, интернет падает. Чтобы такого не случилось - дублируйте интернет соединение. Ребенок сидит через компьютер - имейте под рукой мобильный телефон с хорошим мобильным интернетом. Если вай-фай упадет, можно включить режим модема на телефоне или зайти в конференцию через обычный мобильный интернет, а не вай-фай. Если сидит через телефон, возьмите второй телефон. Пусть один будет подключен к вай-фай, другой к мобильному интернету. В случае отключения, рядом будет второе устройство, через которое можно быстро решить проблему, а не сжигать время урока. Также полезным будет иметь и скайп, и зум установленными на всех устройствах, даже если вы пользуетесь чем-то одним. Если что-то из этого упадет, вы сможете быстро переключиться в другую программу.

5. Включите свет! Чтобы улучшить изображение через веб-камеру достаточно обеспечить хорошее освещение своего лица. Если все это сделают - у всех будет очень четкая картинка. Не садитесь спиной к окну, или спиной к люстре, не загораживайте источники свете. Если занимаетесь днем, но в комнате темно - включите верхний свет. Нужно понимать физику, что камера - это прибор улавливающий отражение света, как и человеческий глаз. Но человеческий глаз - очень сверхчувствительная мощная штука, ему нужно очень мало света, чтобы что-то увидеть, а любая камера, особенно вебкамера, хилый стариковский полуслепой глаз, которому чтобы что-то увидеть нужно 10 ламп. Не обязательно направлять себе в лицо настольную лампу- светить в глаза будет вредно и неудобно. Но выполнять элементарные правила - сидеть лицом или боком к окну (а не спиной!), лицом или боком к верхнему свету (а не спиной!) и может включить настольную лампу, но направить ее вниз или просто в стену, чтобы свет отражался от стены и попадал в лицо - рекомендуется. И это не эстетские соображения, а забота о здоровье глаз. Ведь если всматриваться в нечеткую темную картинку, то зрение напрягается и портится. Покупать отдельную «крутую» вебкамеру особого смысла нет, они очень дорогие и особого заметного прироста качества и светочувствительности не дают, но если вам встретится в какой-нибудь палатке с аккумуляторами и чехлами для телефонов маленькие дешевенькие лампы для освещения лица, которые специально сделаны, чтобы не светить в глаза - можете взять. Главное правило - сидите на свету, а не в тени.

6. Покормите ребёнка заранее! Во время онлайн занятия, как и во время живого урока, неприемлемо есть, попивать чайки и закидываться орешками или печеньками, пока педагог ведет занятия. Для этого есть кухня, перерывы и перемены, а занятия есть занятия. Трапезы и чаепития за компьютером разлагают рабочую атмосферу, отвлекают других учеников во время конференций и наполняют звук из компьютеров громкими жевами и сербаньями. Максимум- простая вода в стакане, чтобы промочить горло. Не превращаем онлайн-занятия в онлайн-пир.

Неправильное место учебы.
Неправильное место учебы.
Правильное место учебы.
Правильное место учебы.

7. Убираем стол. Оставляем на нем только самое необходимое. У домашних трансляций есть одно преимущество для детей. Можно взять все свои крутые игрушки и как бы незаметно показывать их в камеру. Вертеть в руках, рассматривать. Этого быть не должно. Другие ученики во время такого действия уже не думают об уроке. Один раз ребенок даже взялся пересчитывать перед одногруппниками деньги, которые ему видимо подарили на какой-то праздник и которые, наверняка, случайно вдруг оказались перед камерой в кошелечке. Если ребята хотят похвастать перед друг другом игрушками, подарками или интерьерами, то вы можете выделить на это отдельные «переменки», перерывы, если вы преподаватель. Или обменяться контактами, если вы родитель. Пусть дети посидят пообщаются в свободное время.

Неправильное рабочее место с игрушками.
Неправильное рабочее место с игрушками.
Правильное рабочее место.
Правильное рабочее место.

8. «Эвакуируем» домашних животных из комнаты в которой занимаемся. Котики и песики очень сильно отвлекают детей от занятий. Тем более, во время трансляций котики так и лезут в кадр, ложатся на ноутбуки, нажимают клавиши и отключают вам весь звук и видео. Дети смеются, не думают о занятиях, смотрят на то, что делает пищащая игрушкой собака на заднем фоне соседа по трансляции. На время занятий убирайте животных и закрывайте от них двери. Я очень люблю животных и мне интересно, какие зверьки у моих учеников, поэтому для котов и собак у нас есть отдельная минутка. В конце занятий мы знакомим друг друга с домашними любимцами, показываем сонных котов и собак в камеры друг друга. Но во время трансляций они не присутствуют с нами в одном помещении.

Неправильное рабочее место с котом.
Неправильное рабочее место с котом.
Правильное рабочее место без кота.
Правильное рабочее место без кота.

9. Занимаемся за столом, а не в кровати! И без пледиков! В такой атмосфере дети слишком расслаблено себя чувствуют. Конечно, когда ты на кровати сложно вдруг не прилечь. И как не хочется заниматься, когда рядом подушечка и одеялко. Укутавшись в плед очень сложно быть активным и действенным. Уютность расслабляет и очень долго приходится приводить детей в рабочее состояние. Лучше стола и стула для онлайн-трансляций вещей не придумано.

Дарт Вейдер смотрит мастер-класс по уютному засыпанию.
Дарт Вейдер смотрит мастер-класс по уютному засыпанию.

10. Переоденьте ребенка в рабочую одежду. Не нужно переусердствовать и облачаться во фрак с бабочкой или в школьную форму, но халатики и пижамы исключаем. Для детей - это расслабон. Если вы преподаватель - тоже прилично одевайтесь, как на работу. Онлайн-трансляции такая же работа и на этой работе тоже нужно мыть голову и делать макияж, а не вещать с заспанным лицом в кухонном фартуке. Одеваемся красиво.

11. Не мешаем ребенку заниматься. Включенный телевизор, активные дела на заднем фоне отвлекают ребенка. Если хотите посмотреть чем занимается ребенок, то делайте это тихо. Без пылесоса и телевизора. Если квартира маленькая и никак не разойтись по разным комнатам, то продумываем, как друг другу не мешать. Пропылесосить можно до занятий, а телевизор можно посмотреть в наушниках через телефон. Маленьких братиков и сестричек тоже можно чем-то негромким занять. Уютное сосуществование главное продумать, а не отдавать случайности. Карантин может длиться еще очень долго, признаемся себе в этом. Это могут быть долгие месяцы, а не один, как нам обещают. Готовимся к худшему сценарию и бережем нервы себе и членам своей семьи.

12. Позитивный настрой! Занятия онлайн открывают море возможностей. Правы те, кто говорят, что мир изменился и мы никогда не будем уже такими, какими были до эпидемии. Онлайна будет больше, ценить его и использовать будут всегда теперь чаще и сильнее. Не воспринимайте онлайн, как временное неудобство. Воспринимайте как нынешнюю жизнь, а прошлой как и не было. Разберитесь во всем, в инструкциях, программах, настройках. Не паникуйте, если техника подводит, интернет падает, что-то ломается. Техника всегда глючит, будьте терпимы к этому. Не ностальгируйте по «живым» временам. Будет праздник, если карантин не продлится до осени. Но готовьтесь уже сейчас к наиболее вероятному сценарию - учиться и преподавать полгода придется онлайн и чем быстрее вы перестроитесь, тем быстрее вы к этому привыкните. Будьте позитивны и продуктивны.

Открывайте для себя волшебный мир онлайна! Открывайте его новые возможности! Это новое десятилетие и новые правила. Будьте к ним готовы! Здоровья, бодрости и позитива вам!

P.S. Буду рада репостам и рассылкам моей статьи от преподавателей своим ученикам, только, пожалуйста, указывайте кто ее написал и ссылку на источник.

А как вам нынешние реалии с онлайн-образованием? Поделитесь опытом и впечатлениями от преподавания и обучения на карантине в комментариях внизу. 

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию