Куда расти танцору с помощью актерского мастерства? Речь и голос у танцора!
Я, как преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, работаю не только с актерами-детьми, но и с танцорами-детьми. Среди моих учеников были и балерины, и представители современных танцевальных школ. Я давала мастер-классы в танцевальных студиях, индивидуально, с точки зрения актерского мастерства, ставила танцы (не хореографию, а именно актерскую игру) и даже работала в балетной студии на постоянной основе. Я никогда не занималась танцами профессионально, хотя в детстве мечтала стать балериной. Практический опыт и наблюдение за этой сферой с другой стороны привели меня к выводу, что танцорам необходимо заниматься актерским мастерством, как одним из дополнительных предметов. Пластика, хореография, энергия, физическая форма - это фундамент. Но невозможность через танец выразить сюжет, рассказать историю, именно прожить моменты, плюс всяческие эмоциональные зажимы, тормозят развитие перспективного танцора-ребенка. Тут на помощь приходит актерское мастерство.
Куда расти танцору, если он прекрасно танцует, у него прекрасная физическая форма и уже есть таланты в этой области? Нужно заниматься актерским мастерством! И в первую очередь подходить к нему с неожиданной стороны. С какой? Вы удивитесь! Это речь и голос! Зачем танцору развивать речь и голос, если он молча танцует? Чтоб интервью давать? Это тоже полезно, но дело не в этом. Работа над голосом и речью – главный способ избавления от мышечных зажимов языка, губ, челюсти, гортани, диафрагмы, плеч, затылка и даже рук. Это крайне важно, снять эти зажимы для танцора! Можно заниматься физической активностью, много танцевать, но если так много молчать (а танцоры все таки молчат) или хотя бы не делать специальные актерские упражнения для развития речи и голоса, то зажимы никуда не уйдут. Зажимы данных частей тела могут стать серьезным препятствием для перспективного танцора. Чаще всего ко мне обращаются с проблемой – ребенок отлично и технично танцует, но на лице зажим, оно напряжено, ребенок не может улыбнуться или выразить какое-либо другое чувство под музыку. Из-за этого страдает восприятие танца. Сделайте что-нибудь, преподаватель по актерскому.
Если танцор хочет вырасти – нужно заниматься с преподавателем актерского мастерства. Причем эта область нисколько не помешает и не навредит основной танцевальной деятельности, они не вступают друг с другом в противоречие. Каждый занимается своим делом. Упражнения из багажа Станиславского, Чехова, работа над ораторским мастерством, работа над персонажем, позволяют расширить диапазон танцора и сделать танец более легким и осознанным. Актерская работа с текстом и работа с речью, которая не происходит во время работы над танцем, позволят очистить голову и привести ум в порядок, что повлияет на чистоту и ясность выражения своих мыслей и эмоций через движения.
Очень часто техничные танцоры не достигают успеха или зависают на одном уровне развития и не растут. Им говорят, что они не так харизматичны, как успешные представители этой профессии, что «природа» их обделила и они не так «талантливы», как-то слабее воспринимаются со стороны их танцы. Но стойте! Нужно разобраться в проблеме! Действительно ли танцор не настолько способный или просто к его слабым сторонам нужно подойти с другой стороны и поработать над ними? Ведь актерское мастерство- мощнейший инструмент прокачки. Если скромные, тихие дети после года-двух занятий актерским мастерством и пятерки-десятки сыгранных на сцене перед живыми зрителями спектаклей, превращаются в живчиков-активчиков, то может и танцору, которого «бракуют» или который уже не знает куда расти, нужно просто позаниматься речью, поставить голос, поиграть на сцене, как актеру, поучить тексты, научиться разбираться в драматургии, и тогда он преодолеет свои слабые стороны?
Когда-то меня очень удивила информация, что у западных рок-звезд есть личные хореографы и они с ними работают над тем, как красиво стучать по барабанам, играть на гитарах, двигаться по сцене, обращаться с микрофоном. Я поклонница группы KISS, два раза была на их стадионных концертах. Мне сложно было поверить, что все их движения заранее отрепетированы с профессионалами перед зеркалом, выучены, доведены до расслабленного свободного течения. Хотя я сама режиссер и преподаватель актерского, и каких только хитростей не ставила на сцене и не использовала для красоты. Но сложно было поверить, что KISS этим занимались, учились махать гитарами перед зеркалами с профи, а не только на инструментах играли и писали песни. И я несколько раз была на концертах известных российских рок-групп, где все музыканты в зажиме, двигаются кто во что горазд, все движения на сцене – некрасивы и в состоянии хаоса. Они точно над этим не работают. А если бы работали? Вот вам и тайная хореография. Вот вам и взгляд с другой стороны.
Так и с актерским мастерством для танцоров. Вроде бы области не пересекаются, но крайне необходимы друг другу. Используйте этот эффективный инструмент, смотрите на своё ремесло с другого ракурса и если ваш ребенок танцор – записывайте его на актерское мастерство.