Categories:

Почему актеру-ребенку важно заниматься театром и играть в спектаклях?

Среди родителей актеров-детей я часто сталкиваюсь с мнением, что кинообразование ребенка и театральное образование ребенка — это чуть ли не противоположные области и, например, ребенку, который снимается в кино, театр не нужен. Мол театр ─ это устарело, театр не в трендах, заметных детских театров нет, да и вообще там учат только наигрывать на последний ряд. И все беды российского кино от театра. Мол актеры играют не “по-голливудски”, а вбегают на важные съемки со своих мхатовских репетиций и наяривают на камеру и кривляются, как в своих “Чайках” c наклеенными бородами и в старинных платьях. Создаётся искусственное разделение, что кино ─ это реализм, и ему надо учить детей. А театр ─ это какое-то старинное народное развлечение, живущее по своим законам.  

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи. Готовимся к спектаклю "Принцесса Дрон Королевы Ольги", современной версии баллады А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". Театральная студия Джем.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи. Готовимся к спектаклю "Принцесса Дрон Королевы Ольги", современной версии баллады А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". Театральная студия Джем.

Конечно всё это неправда и очень преувеличено. Когда на такое мнение отвечаешь, что в Голливуде до сих пор играют по российским театральным системам Станиславского и Чехова, или по их сокращенным вариантам местных преподавателей (которые, кстати, никогда не скрывают, что их системы производные от российских театральных, просто сжатые и упрощенные), то человек не верит в это и спрашивает: “А в театре тогда что играют? Я видел, как там громким голосом и с интонацией кричали и жестикулировали, так что я с последнего ряда все отлично видел.” Ну так есть плохие актеры и еще более плохие режиссеры. Кто вам сказал, что в театре нужно играть так как вы видели? Если попасть на хороший спектакль, то вы и не заметите какой-то игры, а погрузитесь в действие и спектакль пролетит очень быстро.    

Давайте разберемся, почему не надо разделять кино и театр, когда дело касается образования актера-ребенка и почему актеру-ребенку важно играть на сцене.

1. Российская реальность такова, что кино и театр в нашей стране плотно склеены. В США Голливуд и Бродвей ─ это разные сферы, и скорее большое исключение, когда актер работает и здесь, и там, или переходит из одной области в другую. В России все большое дорогое кино состоит из театральных актеров, которые не просто пришли из театров, но и работают там на постоянной основе. Чистые киноактеры есть, но они, как правило, работают в кино с минимальными требованиями, например в мелодрамах для домохозяек или в мужских сериалах. Такое разделение не случайно. Наше кино довольно маленькое и мало зарабатывает, в отличие от Голливуда, но несмотря на это, кинодеятелям хочется работать с самыми лучшими актерами. А где водятся самые лучшие актеры в ситуации, когда фильмов снимается мало, их качество хворает и нужны люди ответственные, дисциплинированные и в форме? Правильно ─ в театре. Хороший театр ─ довольно тоталитарная структура с жесткими режиссерами, высокими требованиями и огромной занятостью. Вот и выбирают киношные режиссеры в свои проекты топовых театральных актеров, ходят на спектакли и ищут актеров в первую очередь в театрах, а не сидя за просмотром видео-визиток и анкет. Театральные актеры не против такого подхода, ведь в кино можно намного больше заработать, чем ежемесячная театральная зарплата.  Но уходить полностью в кино ради денег никто их них не будет, потому что и форму потеряешь с таким-то кино, и в театр обратно не возьмут. Получается такой замкнутый круг. 

Можно отрицать эту действительность. Можно надеяться, что в будущем экономика России резко вырастет до уровня США, а с ней и масштаб и количество нашего кино, ведь кино ─ это всегда отражение экономической ситуации в стране. А это приведет к тому, что актерам не придётся работать в театре и киноактер станет отдельной самостоятельной кастой. И актер-ребенок, исходя из этого, сможет заниматься только кино, не связываясь с театром. Но пока ситуация кардинально другая ─ у театральных актеров надежный приоритет и отдавать свои позиции они не собираются. Поэтому пока актеру-ребенку лучше заниматься театром, чем не заниматься.

2. Театр прокачивает все качества, которые необходимы профессиональному актеру. Почему в России театральный актер сильнее чисто киношного актера? Возьмем пример немного издалека, из журналистики. Сейчас на YouTube популярен жанр интервью. Но любители этого жанра знают, что ни одна красивая, смонтированная программа не сравнится с прямым эфиром. В прямом эфире жизнь расставляет всё на свои места, и сладкоголосый благозвучный гость превращается в бэкающего, красного помидора, а ведущий из непробиваемого мудреца с умным взглядом превращается в напуганного, шокированного мальчика, который не может контролировать свои реакции. Поэтому подкастер Джо Роган и стал долларовым миллионером и интервьюером №1, сажая своих гостей на три часа откровенного разговора в прямом эфире. И поэтому российским многочисленным постановочным интервью пророчат закат в ближайшее время, а на сцену выйдут прямые эфиры и те, кто может в них эффективно существовать. То же самое и в театре. Актер, который умеет в течение двух, а то и четырех, и даже шести, часов работать в “прямом эфире” живого формата перед сотнями людей, учить огромные объемы текста, выходить на сцену прямо после изматывающих репетиций, всегда будет иметь преимущество перед актером, который только умеет повторять перед камерой пару фраз, да и в тех ошибается. 

Поэтому актеру-ребенку важно учиться работать на сцене, в рамках живого театрального спектакля. Уметь учить огромные объемы текста, вживую играть перед родителями и родственниками, контролировать себя и вживаться в роль на длинной дистанции, уметь проигрывать одно и то же много раз с одинаковым высоким качеством, уметь ставить высокую планку на каждой репетиции, а не думать о материале, как о кадре, который отснимут и отпустят гулять.

Спектакль "Волшебный меч айнов" по мифологии народа айнов . Режиссер: Мария Подковырова. Сценарист: Олег Масалов.
Спектакль "Волшебный меч айнов" по мифологии народа айнов . Режиссер: Мария Подковырова. Сценарист: Олег Масалов.

3. Детский спектакль, даже в рамках театральной студии, ничем не отличается от взрослого спектакля. В нём даже больше вовлечения и ответственности для ребенка. Ведь в театральной студии актер-ребенок, как правило, играет каждый спектакль лишь один раз в жизни, а не на регулярной коммерческой основе. В коммерческом театре у режиссера есть возможность что-то подправить, да и вообще многие хитро прокатывают спектакль сначала по маленьким городам, а уже потом, после десятков показов, везут в столицу и крупные города, когда актеры уже уверенны в своих силах, реакция публики предсказуема и выстроена, а ошибки исправлены. У актеров-детей такой роскоши нет, но это и хорошо. Позитивный стресс. Как правильно говорят: “Играть нужно как в последний раз в жизни.” Плюс, в детской театральной студии актер-ребенок вовлечен не только в актерскую игру, но и в производство декораций, в художественное оформление, в продумывание костюма. Для ребенка это становится не просто работой, а произведением искусства, за качество которого он отвечает. Тем более детский спектакль, как правило, записывается на видео и становится самой лучшей актерской визиткой для ребенка. 

Спектакль "Девочка со Щукинской" про поэтессу Нику Турбину. Подростковая группа. Практически часовой сложный спектакль с большим текстом и непростыми ролями. Режиссер: Мария Подковырова. Сценарист: Олег Масалов.
Спектакль "Девочка со Щукинской" про поэтессу Нику Турбину. Подростковая группа. Практически часовой сложный спектакль с большим текстом и непростыми ролями. Режиссер: Мария Подковырова. Сценарист: Олег Масалов.

4. Театр даёт ребенку прикоснуться к тому материалу и сыграть те роли, которые он может никогда не сыграть в кино. Одна из причин, почему театральные актеры не хотят уходить из театров ради денег в кино ─ это роли. Яркие роли и глубокие персонажи из классики, которых редко можно сыграть в кино. Как бы не старался ребенок в кино, но он получит только роль ребенка. В детской театральной студии ребенок может перевоплотиться в шекспировских персонажей, взрослых, королей, стариков, представителей других народов и эпох, даже в других существ, Ребенок, который в раннем возрасте уже сыграл десятки персонажей на сцене детской театральной студии имеет преимущество над тем ребенком, который сыграл в кино школьника, сына или дочь главного героя, просто мальчика или девочку. На сцене нет границ и многое строится на воображении. В кино 6-летний король с приклеенной седой бородой будет вызывать вопросы, а на сцене на это не обратят никакого внимания. Зритель поверит, что этот король реальный и будет следить за игрой, а не за приклеенной бородой. Детская театральная студия ─ отличная подготовка ребенка к карьере взрослого актера, как театра, так и кино.

Уильям Шекспир "Макбет". Первый "Макбет" в истории российского театра с детьми. Режиссер: Мария Подковырова. Сценарист: Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2020 год. До закрытия всего из-за коронавируса остался 1 день.
Уильям Шекспир "Макбет". Первый "Макбет" в истории российского театра с детьми. Режиссер: Мария Подковырова. Сценарист: Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2020 год. До закрытия всего из-за коронавируса остался 1 день.

5. Регулярные занятия в детской театральной студии приносят актеру-ребенку результат и держат в форме. Съемки в кино ─ события непостоянные. Малое количество актеров может похвастаться стопроцентной занятостью или стопроцентной вовлеченностью в материал, когда ты играешь не какую-то эпизодическую роль, а роль второго плана или главную. В основном для съемок в кино время пролетает в очередях на пробы и кастинги, которые часто сменяются и идут друг за другом. В детской театральной студии ребенок в любом случае получит роль, и в любом случае пройдёт весь путь от читки пьесы до премьерного показа перед целым залом часто незнакомых зрителей. С каждым таким процессом от и до, с каждой премьерой, с каждыми аплодисментами в конце, ребенок становится всё более раскрепощенным, уверенным, опытным. Я сама поражаюсь изменениям в детях, которые происходят после 5-10 спектаклей, после 5-10 разных сыгранных ролей. Это уже другой ребенок. Это уже актер более высокого уровня. Театр кино не мешает, а наоборот, прокачивает актера-ребенка.    

Редактировать галерею"Принцесса Дрон Королевы Ольги", современная версия баллады А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". Режиссер: Мария Подковырова. Сценарист: Олег Масалов. Экшен отлично ставится на сцене с детьми.
Редактировать галерею"Принцесса Дрон Королевы Ольги", современная версия баллады А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". Режиссер: Мария Подковырова. Сценарист: Олег Масалов. Экшен отлично ставится на сцене с детьми.

Как вы видите, картина мира намного сложнее, чем казалось вначале. Вроде работаешь перед настоящей кинокамерой, с настоящим кино-светом, а где-то хитрая театральная каста актеров доводит себя до изнеможения многочасовыми репетициями и стариком Станиславским. Конечно, кастинги и кинопробы, запах еды на площадке и большие машины во всю улицу дают сладкое чувство сопричастности к волшебной кино-реальности.  Но я знаю много детей, которые не хотят никакой кинокарьеры, но могут выучить огромный текст за неделю, которые сыграли уже десятки сложных многоуровневых ролей и ни разу не ошиблись во время живого длинного спектакля. Будет ли ваш кино-ребенок конкурентоспособен перед таким театралом? Будет, если тоже начнет заниматься театром и играть на сцене, учить длинные тексты, чувствовать живое настроение зрителя и будет управлять его вниманием. Театр ─ это не просто какая-то старая штука. Театр ─ это идеология, это система, это курс молодого бойца. Актер-ребенок должен заниматься театром в России. 

Спектакль "Куда не ступал желудок инопланетянина." Альтернативная версия произведения Роберта Шекли "Что одному здорово...", написанная Олегом Масаловым. Получился комедийный, фантастический, очень развеселивший родителей спектакль.
Спектакль "Куда не ступал желудок инопланетянина." Альтернативная версия произведения Роберта Шекли "Что одному здорово...", написанная Олегом Масаловым. Получился комедийный, фантастический, очень развеселивший родителей спектакль.


14+15+16+К.С. СтаниславскийКонстантин Сергеевич СтаниславскийКонстантин СтаниславскийМакбетМария ПодковыроваСтаниславскийУильям ШекспирШекспирактерские упражненияактерский монологактерское агентствоактерское мастерство для детейактерское мастерство для подростковактерское мастерство онлайнактеры-детидетидети 12+дети 3-6 летдети 6-9 летдети и кинодети и родителидетские съемкидетский мировой театрдетский спектакльдетский театрдетское кинодетское образованиекак снимать детейкастингкастингикружки для детейкуда отдать ребенкакуда отдать ребенка учитьсямастерство актерановый кружокобразовательный театробучение ребенкаонлайн-обучениеонлайн-преподавательонлайн-урокиподросткиподростковыйпреподаватель монологовпрокачкапрофессияпрофессия ребенкаразвивашкиребенок хочет статьстудия для подростковсъемка детейсъемкисъемки детейтворчествотеатральная педагогикатеатральная студия для подростковтеатральная студия москватеатральная школа москватеатральный кружоктеатральный монологфильм

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic