podkovyrova.ru

Category:

Творчество и мозг или зачем мировые элиты заставляли детей заниматься искусством?

Мы живём уже в 2021 году и вроде бы должны впитывать опыт всех предыдущих поколений людей. Есть точка зрения, что история всегда повторяется по кругу, и как бы мы не старались и не образовывались, следующие поколения всегда начинают всё с нуля. Так и вопрос значения искусства для детей постоянно обнуляется и дискуссии продолжаются и по сей день. Хотя сколько поколений монархов, дворян и других представителей элит образовывали своих детей скрипками, танцами, литературными кружками, домашними театрами, даже не намереваясь отдавать своих детей в эти сферы полностью. Да и дети не собирались становиться танцорами и поэтами, а выбирали судьбу лордов, королей и герцогинь. 

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи. Секретная подготовка новой мировой элиты.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. И автор статьи. Секретная подготовка новой мировой элиты.

Не смотря на всё это, многие современные родители до сих пор мыслят грубо: “Искусство ─ это не круто, лучше спорт или точные науки, а в искусство пусть идут “талантливые”, а мой ребенок еще увлечется искусством и станет потом не крутым бизнесменом, а тощим поэтом или нищим актером.” Когда такого родителя спрашиваешь, а почему тогда элиты всех государств уделяли такое большое внимание преподаванию искусств для своих детей, тебе отвечают: “Так это ж элиты, им нечего было делать, с жиру бесились.” 

На самом деле всё намного сложнее. И с древних времен искусство преподавали детям не в качестве развлечения и даже не для расширения кругозора, а напрямую для развития мозга ребенка. Можно хоть обзаниматься точными науками – математикой, физикой или экономикой, но без занятий творчеством потенциал ребенка не будет раскрыт, у него не будут развиты те области мозга, которые развивает только творчество. А мозг, как известно, единый механизм. Представьте себе смартфон, у которого всё самое лучшее: камера с высоким разрешением, дизайн, процессор. Но есть маленькое “но” ─ жесткий диск 10 гигабайт. Не 100 гигабайт, а 10. Будет ли такой смартфон вам удобен? Или ноутбук, в котором всё самое мощное и современное, кроме дисплея. Дисплей черно-белый и только такой. Будет ли вам интересно смотреть фильмы и сидеть в соц. сетях через такой ноутбук несмотря на то, что он самый быстрый и мощный? 

Поэтому монархи и дворяне всех государств и исторических эпох не с жиру бесились, когда заставляли своих детей учить ноты, рисовать и играть в домашних театральных постановках, да и сами проходили через муки творчества. Хоть тогда и не было взаимосвязи между мозгом и творчеством, была не так развита наука, анатомия и педагогика, но была человеческая мудрость ─ “не будешь заниматься искусством ─ будешь пеньком”, “будешь заниматься искусством ─ станешь мудрецом”. 

Если не обобщать и говорить конкретнее, то ответим на вопрос, что же развивает занятия искусством у ребенка? 

1. Познание ребенком мира и себя в нём. В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать. Это делается и через изучение и анализирование различных жизненных ситуаций, которые происходят в литературных произведениях, на картинах, в стихотворениях и через моделирование и проживание этих ситуаций на сцене, которое обогащает жизненный опыт ребенка. И даже через взаимодействие с аудиторией, которое происходит во время воспроизведения акта творчества, будь то спектакль, игра на инструменте или декламирование стихов. Ребенок смотрит, какое творчество работает и вызывает у аудитории реакцию, а какое нет. Где зрители плачут, а где смеются. Ребенок анализирует, как лучше управлять этим настроением и эмоциями других людей. Зачем, например, будущих королей заставляли играть на музыкальных инструментах? Они играли вживую и видели, кто им восхищенно льстит, хваля из-за статуса исполнителя, хотя принц несколько раз не попал в ноты, а кто недоволен, чаще всего преподаватель, союзник в этом деле, личных интерес которого, чтобы принц играл идеально перед королем. Они понимали, что, улучшая мастерство, они реально удерживают внимание и получают позитивную отдачу и удивляют, а не делают мероприятие формальным и льстивым. Это помогало им в будущем, уже в работе королями и королевами. Такое по книжкам не изучишь и не прочувствуешь, даже самым умным.   

2. Развитие дисциплины, внимания и перфекционизма у ребенка. Есть миф, что творческие люди живут в творческом беспорядке, только и делают, что страдают перепадами настроения и скачками вдохновения и только так и творят, сканируя волшебные космические силы и отражая их, когда вздумается, в случайном порядке. Но на самом деле любое творчество очень тоталитарная система. Невозможно поставить спектакль, написать картину или книгу, исполнить танец без дисциплины, собранного внимания, дедлайнов и перфекционизма. У актера дома может быть полный хаос и беспорядок, но если он служит в хорошем известном театре, то из дома попадает в настоящее подразделение элитных войск, где нужно вставать в 4 утра, заправлять кровать и пахать до кровавого пота. Искусство очень сильно развивает эти три взаимосвязанные качества, если к нему относиться не просто как к досугу и хобби. Для ребенка это особенно важно. Школа таких навыков не даёт. Можно тихо сидеть, решать примеры, сдавать домашние задания и выбирать на контрольных между А или Б, и всё будет спокойно. А ты попробуй поставить спектакль. Ребенку нужно выучить текст без права на ошибку, выучить все движения без права на ошибку, выстроить отношения в команде, играть его на сцене каждую репетицию свежо, с интересом и энтузиазмом, потом сыграть перед незнакомыми родителями не хуже других актеров-детей, а намного лучше. Тут такой стресс, такое давление ответственности, что без дисциплины, внимания к деталям и желания довести всё до идеала, а не просто выбрать между A, Б и В, не обойтись. Где еще найти такую закалку для ребенка, как не в искусстве? 

3. Повышение самооценки и самоидентификации у ребенка. Мы создаем спектакль, картину, танцевальный номер ─ мы получаем успех на сцене. Мы проходим путь к результату. Сцена и взаимодействие с аудиторией ─ это прививка от страха и неуверенности. Опыт, который получают дети в момент успеха от своего результата повышает их самооценку. Праздник (спектакль, номер, выставка, конкурс) закончился, а самооценка повысилась.  И так важно и интересно ребенку как-то самоидентифицировать себя ─ я художник, я актер, я танцор. 

4. Развитие воображения. Ничто так не развивает воображение, как занятие искусством. Зачем ребенку развивать воображение, если он и так может так фантазировать во время игры, что диву даёшься. А затем, что, во-первых, ребенок не знает границ своего воображения, а развитие воображения через искусство их расширяет, а во-вторых, ребенок подходит к воображению более осознанно и может его в нужном русле контролировать. Например, во время спектакля на сцене, когда ребенку нужно не просто фантазировать, а фантазировать в рамках своего персонажа и заданных действий, чтобы от фантазии ребенка получал удовольствие и понимал её не только сам ребенок, но и зритель. Это полезный навык, который позволяет ребенку создавать собственное произведение искусства, собственную фантазию, будь то музыкальное произведение, роль на сцене, картину, которые будут нужны, понятны и интересны зрителям.

5.  Развитие пространственного интеллекта у ребенка. Пространственный интеллект присутствует во всех видах искусства. На сцене это называется «мизансцена» в живописи «композиция», да и в театре тоже есть композиция- детям не просто двигаться в пространстве, следить за своим положением тела и нечаянно не закрыть партнера собой или к зрителю повернуться попой. Тут актер-ребёнок должен следить за своим телом в пространстве сцены. В хореографии и живописи тоже никуда без пространственного интеллекта и его нужно развивать. Пространственный интеллект необходим и в обычной жизни, чтобы тело чувствовало себя расслабленно, уверенно, не испытывало дискомфорт, и чтобы производить этим впечатление на других людей при взаимодействии с ними. 

6. Стимулирование речевого развития у ребенка. А вы знали, что рисование стимулирует речь ребенка? У ребенка вырабатывается координация и его мозг легче справляется с речевыми задачами? И танцы тоже улучшают речь у ребенка таким же образом! Невероятный наш организм! А в актерском мастерстве так вообще ребенку нужно не просто выучить текст, но и правильно его произносить, действовать словом, выполнять физические задачи в спектакле. Актерское мастерство невозможно без упражнений на артикуляцию, автоматизацию звуков и дыхание. Так что занятия искусством для ребенка отличное дополнение к общему развитию речевого аппарата помимо классических методов. 

7. Развитие вкуса и чувства эстетики у ребенка. Современному человеку это необходимо, хотя бы для того, чтобы делать красивые селфи и вести красивый инстаграм. Но это самый минимум. На вкусе и эстетике строятся половина существующих профессий: от дизайнера и архитектора, до фотографа и мастера на все руки. Например, даже игра в детском спектакле требует придерживаться определенной художественной формы. Даже если ребёнок не понимает, что это такое, он задает вопросы себе и мне: «А почему нельзя тут всеми цветами раскрасить декорацию?», «А почему костюмы именно такие?», «А почему нельзя сыграть эту роль в шлепках?». Ребенок получает ответ и задумывается, а в процессе создания спектакля понимает, какая эстетика работает, а какая нет, какая цветовая гамма делает спектакль серьезным, мощным и взрослым произведением, а какая напоминает детский садик. И такое столкновение идей, опыта с вопросами и такая возможность ребенка задуматься и быть сотворцом дорогого стоят в его формировании личности! 

Так что не с проста короли развивали творческие навыки у своих детей. Искусство для ребенка ─ королевское занятие. Не мыслите стереотипами, а используйте то, что доказало свою эффективность через все времена. Разбавляйте точные науки, серьезные предметы и спорт ─ творчеством, искусством, театром, живописью, музыкой, танцами, и только тогда вы достигните баланса, и полностью раскроете потенциал ребенка. 

Спектакль по А. Пушкину "Принцесса Дрон Королевы Ольги". Угадайте по какому произведению?
Спектакль по А. Пушкину "Принцесса Дрон Королевы Ольги". Угадайте по какому произведению?


14+15+16+Мария Подковыроваактерские упражненияактерский монологактерское агентствоактерское мастерство для детейактерское мастерство для подростковактерское мастерство онлайнактеры-детивниманиевоспитание детейвоспитание ребенкадетидети 12+дети 3-6 летдети 6-9 летдети и родителидетская психологиядетский спектакльдетский театрдетское образованиедомашний театрзамкнутостьзамкнутый ребенокзастенчивостьзастенчивый ребеноккастингкастингикружки для детейкуда отдать ребенкакуда отдать ребенка учитьсяновый кружокобразовательный театробучение ребенкаонлайн-обучениеонлайн-преподавательонлайн-урокипедагог по актерскому мастерствупедагогикаподросткипреподаватель монологовпривить вкус ребенкупробыпрокачкапрофессияпрофессия ребенкаразвивашкиречьстудия для подростковтанцевальная студиятанцоры-детитанцытворчествотеатртеатральная педагогикатеатральная студия для подростковтеатральная студия москватеатральная школа москватеатральный кружоктеатральный монологфантазияхореографияхудожникишколаэмоциональный интеллектэмоциональный интеллект у ребенка

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic