Categories:

Почему играть в спектаклях круче чем играть в компьютерные игры?

Поколение 30-40 летних в России ─ первое поколение людей, детство которых пришлось на расцвет компьютерных игр. Кто-то застал двухмерные пиксельные игры и приставку Dendy, а кто-то играл уже в 3D игры с красивой, по тем временам, компьютерной графикой, на больших компьютерах и толстых и тяжелых ноутбуках, которые массово начали заполнять дома в 2000ые годы. Я и сама с ностальгией вспоминаю времена, как строила и обставляла дома в первых The Sims и делала гадости в “Как достать соседа”. 

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. Репетиция спектакля "Кровь богов" по одноименному произведению Роберта Говарда.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. Репетиция спектакля "Кровь богов" по одноименному произведению Роберта Говарда.

У поколения 30-40 летних в России уже давно есть свои дети, которые так же живут в мире, где компьютерные игры являются популярным развлечением. Кому-то родители покупают большие и дорогие игровые компьютеры и последние приставки, так как родителей греет мысль, что их ребенок играет в новые части тех франшиз, в которые и сами родители играли. И это крепкая ниточка, связывающая отношения родителя и ребенка, есть что обсудить и для ребенка родитель становится своим и продвинутым. Кто-то из бывших геймеров, тративших сотни часов в экране вместо учебы, наоборот максимально дистанцирует своего ребенка от всего этого, не дарит им смартфоны и приставки, а записывает на большое количество кружков, покупает книжки и заинтересовывает ребенка спортом, природой и живым общением со сверстниками.  Не хочется таким родителям, чтобы ребенок повторял их ошибки молодости, и вместо хороших оценок и нетворкинга бегал по подземельям. 

И те и другие родители имеют право на своё мнение и своё отношение к индустрии игр, у каждого свой опыт взаимодействия с этой сферой. 

Я не хочу в этой статье обсуждать пользу или вред от компьютерных игр, и вообще обсуждать вред и пользу, а хочу взглянуть на это детское и подростковое развлечение со своей колокольни, с колокольни актерского мастерства и театральной студии, и с точки зрения ощущений и впечатлений, получаемых от создания спектакля и работы на сцене. Ведь те эмоции и те ощущения, которые ребенок-геймер ищет в компьютерных играх он может найти в живом формате, играя в спектаклях. И получая от этого еще больше эндорфина и серотонина, чем играя в компьютер. 

Почему играть в спектаклях круче чем играть в компьютерные игры?

Репетиция спектакля "Кровь богов" по одноименному произведению Роберта Говарда. Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Репетиция спектакля "Кровь богов" по одноименному произведению Роберта Говарда. Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.

1. Компьютерные игры ─ это потребление чужого творчества. Театр ─ это создание своего творчества. Какими бы не были интересными миры, персонажи, сюжеты и игровые механики в компьютерных играх ─ это всё создано чужими дядями. Ты являешься потребителем чужого, ходишь по чужим декорациям, двигаешь телом полностью созданного за тебя персонажа и едешь по искусственному миру, как в аттракционной коляске в парке развлечений, где на тебя то динозавр рыкнет, то дым в лицо брызнет. Почему многие люди бросают играть в компьютер, когда вырастают? Им узко и душно даже в суперсовременных игровых вселенных c огромными картами. В театре ребенок является создателем. Да, спектакль опирается на уже готовую пьесу, но это текст, это буквы. Но то, что происходит на сцене, полностью во власти ребенка, каким будет его персонаж, как его воспримут зрители. Ребенок сам визуально воплощает персонажа, а не управляет пустой компьютерной куклой, которую можно наделить чем-то только в своей фантазии. Тут воплощение сразу видно зрителям ─ жесты, мимику, интонации. Играя в компьютерные игры, дети любят ассоциировать себя с героями компьютерных игр, в театре на сцене они становятся героями сами. 

Сцена из спектакля "Макбет" по произведению Уильяма Шекспира. Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Сцена из спектакля "Макбет" по произведению Уильяма Шекспира. Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.

2. Компьютер игры ─ это виртуальные приключения и путешествия. Театр ─ это живые настоящие события для актеров. Театр всегда был минималистичен по сравнению с кино и с компьютерными играми, потому что хороший спектакль направлен на то, чтобы играться в голове зрителя, подключать его фантазию максимальным образом, а не подключать глаза или уши. Но театральный спектакль происходит в реальном времени и играется живыми людьми здесь и сейчас, что компенсирует любой визуальный минимализм. Ощущения, которые получает актер, находясь на сцене, не сравнимы ни с каким созерцанием фильма или участием в компьютерной игре. Не смотря на минимализм, актер максимально погружается в происходящие события и реально проживает их, текст становится частью реальной жизни. Дети используют компьютерные игры, чтобы абстрагироваться от мира, пожить в мире викингов или стать ковбоями, очутиться в другом конце мира или попасть в будущее. Театр и сцена дарят ребенку намного более сильные и приятные ощущения от таких путешествий. Это доказывает хотя бы тот педагогический факт, что дети на всю жизнь запоминают сыгранные роли, даже самые маленькие. А вот названия игр и персонажей из них, жизнь которых проживал ребенок, хоть и ярко, но проносятся мимо глаз ребенка, как поезд в метро. И быстро забываются. В детском театре тоже можно пожить в мире викингов, попасть в другую временную эпоху и прожить жизнь интересного персонажа на сцене. Всё зависит от качества театральной студии, педагога и пьесы.

Сцена из спектакля "Макбет" по произведению Уильяма Шекспира. Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Сцена из спектакля "Макбет" по произведению Уильяма Шекспира. Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.

3. Компьютерные игры ─ это выбор готовых визуальных вариантов. Театр ─ это созидание своими руками. Посещая детскую театральную студию, ребенок сам делает костюм, сам раскрашивает декорации, зачастую сам делает реквизит, сам создаёт свою индивидуальность в реальной жизни, которая потом будет представлена на сцене перед зрителями. В компьютерной игре как бы ты не настраивал внешность персонажа, как бы не пытался выделиться крутыми доспехами или оружием, всё равно 100% погружения не состоится, что очень невротизирует и заставляет, часто за реальные родительские деньги, всё больше скупать компьютерной одежды, транспорта или оружия, но его всё мало, мало и мало. И никогда не будет достаточно. Меня восхищают люди, которые занимаются косплеем, особенно те, кто делают это на самом высоком уровне, мастерят целые роботизированные электрические костюмы, профессионально изучают пластический грим, обучаются ремеслам, от работы с деревом и металлом, до шитья и фотографии, чтобы сделать самый крутой костюм и максимально войти в образ.  Я думаю, они получают от этого намного больше удовольствия, чем когда сидят за экраном. А ведь это настоящий театр, только без профессиональной постановки актерской игры, но со всеми его визуальными направлениями. 

Сцена из спектакля "Куда не ступал желудок инопланетянина." Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Сцена из спектакля "Куда не ступал желудок инопланетянина." Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.

4. Компьютерные игры могут разочаровать человека во взрослой жизни, а сыгранные на сцене роли ─ никогда. Я уже упоминала в статье, что иностранные педагоги имеют возможность исследовать реакции, впечатления и последствия для развития у взрослых и даже пожилых людей, которые в детстве ходили в актерскую студию для детей и занимались детским или подростковым образовательным театром. Такие исследования стали возможны из-за того, что в США и в некоторых странах Европы существует театральная традиция, театр закреплен в системе образования, как развивающий предмет, а в 1960ые годы произошёл расцвет образовательного театра. Люди, которые в 1960ые годы были детьми уже зачастую на пенсии и имеют своих внуков. Удивительный факт, но даже эпизодические роли, сыгранные в детском возрасте, делали из людей страстных поклонников театра и оставались чуть ли не самыми яркими воспоминаниями детства. Пожилые люди помнили все свои реплики, бережно хранили фото в костюмах и с радостью искали на фэйсбуке партнеров по сцене, хотя могли появляться в спектакле на несколько минут. Все они повторяли, что герои пьес ─ это их персонажи, их роли, и придирчиво ходили на каждую новую экранизацию Шекспира, смотреть как их роль играют. Чего не скажешь про компьютерное перевоплощение в персонажей, которое сыпется, как песок сквозь пальцы и не остаётся в памяти вообще. Когда игра пройдена, ребенок чувствует пустоту и не получив в полной мере эмоций, ищет новый объект внимания. Через два года ребенок не помнит во что и за кого играл год назад, а многие взрослые ужасаются, когда в тяжелые жизненные моменты или из-за любопытства решают скачать и перепройти любимые игры с любимыми героями, спустя 10-15 лет. Вместо ностальгии человек сталкивается с несовершенством, примитивизмом и с разочарованием.

Сцена из спектакля "Книга нагов." Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.
Сцена из спектакля "Книга нагов." Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем.

5. Театр ─ это настоящий вкус победы, а компьютерные игры – виртуальный. Геймеры подсаживаются на компьютерные игры, потому что им хочется побеждать, хотя бы в виртуальной реальности. Ты перевоплотился в персонажа и всех победил, хэппи-энд. Актер-ребенок подсаживается на занятия актерским мастерством тоже из-за чувства победы, из-за аплодисментов публики, из-за атмосферы праздника после премьеры, из-за гордости, что смог всё выучить, сыграть, показать и дойти до конца, из-за радости родителей и родственников. Дети и подростки, которые посещают театральную студию, собирают собственные копилки ролей, которые они сыграли, их самооценка повышается, они знают на что они способны ─ выучить еще больше текста или если досталась роль меньше предыдущей, то как сыграть её ярко и сочно, чтобы всем запомнилось. Количество сыгранных ребенком спектаклей никогда не сравниться с количеством пройденных им игр, а реальные живые аплодисменты с достижениями в виртуальных играх. Если говорить об эмоциональном заряде, который получает ребенок от театра ─ театр ─ это ядерная бомба. 

И компьютерные игры, и театральная студия для детей и подростков занимаются перевоплощением ребенка в разных персонажей. Но, в случае компьютера, это мимолетное, незапоминающееся, очень натянутое перевоплощение, а в случае театра, намного более сильное, впечатлительное, полезное, хотя и не особо популярное, из-за отсутствия театральной традиции в образовательных учреждениях и закрытости и элитарности театральной сферы в стране. Если ваш ребенок хочет пожить в мире викингов или ковбоев, помните, что вариантов куда больше, чем купить ему тематическую компьютерную игру или просто книжку. Есть еще театр. Театр, где ребенок может сыграть десятки ролей, которые он не забудет никогда. В компьютерных играх можно найти секундное развлечение и щепотку удовольствия от ассоциирования себя с персонажем игры, но театр даёт 100% ассоциирование и дарит не просто развлечение, а настоящее творчество, приключение и настоящую жизнь. 

14+15+16+Мария Подковыроваактерское агентствоактерское мастерство для детейактерское мастерство для подростковактерское мастерство онлайнактеры-детиво что поиграть с детьмивоинвоспитание детейвоспитание ребенкагеймерыдетидети 12+дети 3-6 летдети 6-9 летдети и родителидетский досугдетский мировой театрдетский спектакльдетский театрдетское образованиедомашний театригровая зависимостьигрыигры для детейигры с детьмиинтернет-зависимостькомпьютерные игрыкуда отдать ребенкакуда отдать ребенка учитьсямастерство актерановый кружокобразовательный театробучение ребенкаонлайн-обучениеонлайн-преподавательонлайн-урокипедагог по актерскому мастерствупедагогикаподростковыйподростковый досугразвивашкиребенок играет в компьютерстудия для подростковтворчествотеатртеатральная педагогикатеатральная студия для подростковтеатральная студия москватеатральная школа москватеатральный кружокфантазиячто хотят дети

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic