Чем сложен монолог для актера-ребенка?
Уже больше года я ставлю монологи с актерами-детьми и использование этого вида актерского искусства находит всё более широкое применение. Всё чаще я слышу, что утверждающие на роли просят показывать монологи на своих пробах и кастингах. Хотя раньше мои ученики просто приходили и показывали монолог в дополнение к требуемому материалу и никто из утверждающих на роли не знал, что это такое и что монологи широко применяются в США. Хотя достаточно зайти в Amazon в раздел книг по кино и театру, и увидеть, что большая часть литературы по данным тематикам – это сборники монологов. Я писала еще год назад, что монологи постепенно будут вытеснять абсолютно неэффективный метод оценки актера – давать ребенку огрызок сценария и ждать, что он без работы с режиссером, без чтения всего сценария, без репетиций, сходу выдаст гениальную игру. Прибавьте к этому еще не самый «гениальный» сценарий и режиссера с сомнительным образованием, боящегося работать с детьми, и получается вообще утверждение на роль по внешним параметрам, а не по актерской игре, что бывает очень обидно действительно способным детям. Монолог в этом плане куда эффективнее, ведь его готовят заранее, его постоянно учат и повторяют, как мелодии на скрипке. И по монологу можно оценить диапазон актера, насколько он может разукрасить текст, превратив его в историю.
Сегодня я хочу поговорить про монолог с другой стороны. Про его сложность. Именно сложность позволила монологу занять своё место в мире кино и театра.
Чем сложен монолог для актера-ребенка?
1. Монолог ребенку нужно всё время повторять и репетировать, тогда он будет работать. Монолог как музыкальное произведение, которое приходится всё время играть, чтобы оно звучало профессионально и без фальши. Не достаточно выучить текст монолога и несколько раз его успешно показать. Монолог требует от ребенка постоянной практики и внимательности к деталям. Расслабишься и всё разрушится. Я думаю, что рок-звездам тоже надоедает играть какой-нибудь свой главный хит по 30-40 лет на каждом концерте, но без своего хита они бы не стали рок-звёздами, да и публика требует.
2. Монолог каждый раз должен звучать свежо. Не смотря на постоянные повторения и репетиции, ребенку нужно каждый раз, как в первый раз, свежо и с интересом проживать и проигрывать историю из монолога. Это психологически тяжело, особенно детям, ведь им один и тот же монолог может особенно надоесть, но тут опять же нужно помнить про рок-звезд и исполнителей хитов. Если нашёл свой хит – держись за него и не бросай, и играй его каждый раз, как в первый и последний раз.
3. У ребенка в актерской копилке должны быть монологи контрастирующие с его природой. Это тоже тяжело, но это и есть самое чистое актерское мастерство. Хорошо, когда монолог раскрывает личность ребенка, совпадает с его мировоззрением и даже как-будто придуман от лица вашего ребенка. Но еще лучше, когда ребенок пробует играть полную противоположность себе, другого ребенка, не похожего на него самого. Это сложная задача, но чем больше разных людей и характеров сможет реалистично сыграть ребенок, тем более ценным актером он будет. Не нужно ограничивать себя одним-двумя амплуа, особенно в начале пути.
4. В монологе очень много внимания требует работа с текстом и речью. Если на сцене и в кино слишком много текста, есть партнеры, что делает текст ярче в любом случае, и зритель не так уж внимательно слушает что там актеры говорят, так как рассматривает костюмы, локацию, эффекты, то в монологе каждое ударение, каждая запятая, каждое слово может выбить зрителя из погружения. Причём монолог должен быть как речь в жизни, без пафоса, без плохой театральщины, как история, которую рассказываешь другу в беседе или как реальная человеческая исповедь. Уделить внимание всем этим задачам и ограничениям ребенку бывает сложно. Тем более ребенок не на столько насмотрен и, по жизненному, опытен, чтобы с ранних лет слышать и понимать нюансы речи и их внешнее воздействие на слушателя. Но внимательная работа ребенка над текстом и речью заставляет мозг актера-ребенка работать и действовать в нужном направлении. И она развивает его мастерство.
5. Свой монолог сложно найти. И дело не в оригинальности и необычности текста, а в том, какой набор монологов станет фирменным. Монологи нужно искать и учить постоянно. Пробовать новые, ставить старые, которые не идут, пробовать сочинять свои, записывать монологи из жизни. Сложность даже не в самом процессе поиска, это очень интересное увлекательное занятие, и материала существует очень много, а в том, что этим нужно заниматься, уделять время и читать десятки, а то и сотни монологов, чтобы найти то, что понравится, то что не понравится, но нужно попробовать поставить, то что нужно отредактировать или вообще переписать под себя.
Как видите, монолог – не самое легкое занятие, практически как игра на музыкальном инструменте. Есть полнометражное кино, а есть короткометражное. Есть моноспектакли, где на сцене один актер два-три часа играет целый спектакль, а есть монолог, где у актера есть несколько минут, чтобы себя проявить. Монолог можно назвать короткометражным моноспектаклем, который требует подготовки, как и полноценный моноспектакль. В этом сложность монолога. Но эта сложность обогащает ребенка, который занимается актерским мастерством, эта сложность дарит ему профессиональные навыки и даже удовольствие. Детям очень нравится ставить монологи, выбирать их и играть. Главное, я всегда говорю, не забрасывайте и работайте дома вне занятий, постоянно повторяйте свои монологи.
Монолог – не волшебная таблетка для актера, а настоящая серьезная сложная работа.
В следующей статье мы поговорим про «страшную» сторону монологов. И дело не в том, что монолог страшно делать или процесс работы доставляет какие-то страшные эмоции детям. Как раз дети монологов пока не боятся, в отличие от взрослых актеров, для которых монологи очень сильный стресс. А почему? Читайте на следующей неделе!