Category:

Ребенок не слушается. Что делать? Советы от Марии Подковыровой.

Ребенок не слушается. Ребенок меня не слышит. С такой проблемой сталкивается каждый родитель. Общение с ребенком часто заканчивается ссорой, конфликтом, истериками, обидами. Вроде одну проблему с ребенком решили, послушался, сделал как вы хотите, через час всё повторяется. Кричишь, психуешь, просишь ребенка, умоляешь, потом опять кричишь. Вечный круговорот непослушания! Что делать если ребенок не слушается? Как заставить ребенка сделать то, что вы хотите без конфликтов? Такой вопрос задает себе каждый родитель. 

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.

Я, Мария Подковырова – режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. У меня уже было больше тысячи учеников, ярких творческих личностей с характером. Дети часто пытаются меня не слушаться, но их попытки заканчиваются провалом. И мы вместе ставим отличный спектакль, монолог, готовимся к роли или любому другому публичному выступлению. В этой статье я поделюсь с вами своим опытом, что нужно делать, чтобы ребенок вас услышал и сделал так, как хотите вы.

1. Ответственным за общение с ребенком является старший. Взрослый человек, родитель, должен брать ответственность за общение с ребёнком на себя, так как он старше и опытнее. Многие родители делают главную ошибку – предъявляют претензии ребенку, что он такой непослушный, он такой неконтактный, он не уважает родителя, игнорирует его. Ребенок только недавно появился на свет, по сравнению с вами, он только проверяет этот мир на прочность, он ничего не знает, у него меньше опыта чему у вас, намного меньше знаний. Если вы перекладываете ответственность за непослушание на ребенка, то слушаться вас он никогда не будет. Берите ответственность на себя и ищите индивидуальный подход. У кого-то этот поиск занимает короткое время, у кого-то намного больше, но главное искать, а не обвинять ребенка, что он неправильный и он изначально должен соответствовать каким-то вашим фантазиям и представлениям.

2. Ищите нужные слова, чтобы ребенок вас слушался. Все люди: младенцы, дети, подростки и взрослые одинаково чувствительны к словам. Слова могу радовать, мотивировать, успокаивать, и наоборот- угнетать, сковывать и оскорблять. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, личных слов. Вспомните вашу школу. В любой школе была злая вредная училка, которая орала на детей, унижала их у доски, кричала, чтобы все соблюдали тишину. От крика этой училки дети не становились отличниками, хулиганы не начинали вести себя хорошо, тишина не соблюдалась, а дети даже не боялись её, а наоборот троллили. Слова этой училки были не эффективны, их никто не слышал, потому что они не были обращены индивидуально к человеку, к ученику, а скорее отражали внутренние заморочки и проблемы самой училки, были её монологом с самой собой, её сумасшедшей ролью, которая вызывала смех и недоумение со стороны. Ищите нужные слова для ребенка, как код от сейфа.

3. Разговаривайте с ребёнком всегда искреннее. Дети острее чем взрослые чувствуют искренность. У взрослых чувство искренности с годами притупляется. И если вы будете говорить с ребенком неискренне, то он это сразу почувствует и ваша коммуникация не получится. Типичная ситуация – вы устали , а ребенок хочет поиграть. Вы говорите: «Не сейчас». Ответив «не сейчас» вы фактически проигнорировали ребенка, закрылись, не поделились своими искренними мыслями и чувствами. Скажите искренне, честно, о своих эмоциях и чувствах в настоящий момент, без притворства и мысли « он маленький не поймёт». Скажите, что очень устали на работе, потому что делали что-то, что у вас нет настроения, потому что конкретный человек его испортил, скажите, что заняты, потому что вам важно быстро сделать какие-то дела. Если вы всё искренне и подробно расскажите ребенку, то сразу выстроите коммуникацию, повысите уровень доверия у ребенка, да и вам станет не только легче с ним общаться, но и вообще станет легче.

4. Используйте в разговоре местоимение «Я». Например, « я тобой горжусь» , «я считаю у тебя замечательно получилось!», «я считаю, ты поступил(а) правильно!». Использование «Я» делает общение более личностным, подключает ребенка к более близкой коммуникации. Поэтому говорите не «Не шуми!, а «Я хочу, чтобы ты не шумела, потому что (третий пункт-искренность) я плохо себя чувствую, потому что (третий пункт – искренность) я очень устала за рабочую неделю и.т.д. Если ребенок не слушается – « Я хочу, чтобы ты…»,« Мне не нравится, что ты только что сделал…», например, «Мне не нравиться, когда ты толкаешь других ребят». Говорим конкретно о поступке, а не вообще « не балуйся!», что звучит очень абстрактно и ребенок такого не понимает.

5. Общайтесь на уровне глаз ребенка. Это важно всегда! Представьте как тяжело слушать великана, который над вами нависает и воспитывает. Присаживайтесь к ребенку на корточки, когда общаетесь , смотрите в глаза. Так же это хорошо работает, когда вам нужно сказать ребенку важную , поучительную и воспитательную речь. Важно смотреть ребенку в глаза. Хорошо работает, когда родитель, находясь на уровне ребенка, обнимает его или держит за руку. Информацию поданную таким образом ребёнок не только полностью выслушает , но и прислушается к ней.

6. Говорите с ребенком с такой скоростью, с которой он читает. Да, вы меня спросите , а если не читает ещё? Значит говорим медленнее, делая акцент на главных словах и вашей мысли. Структурированная и неспешная речь хорошо воспринимается слуховым вниманием ребёнка.

7. Не забывайте не только делать замечания, но и хвалить ребенка, даже за самые мелочи. Завязал ваш ребёнок шнурки, скажите : « Я так рада! Ты молодец!», а не « Ну, наконец-то у тебя получилось». Похвала, позитивная оценка формирует самооценку у ребенка. Низкая самооценка большая проблема не только для ребенка, но и для многих взрослых. А у взрослых низкая самооценка формируется как раз в детстве, из-за отсутствия похвалы. Не делайте своего ребенка взрослым с низкой самооценкой. Плюс, похвала построит эффективный фундамент для вашей коммуникации с ребенком. Золотая фраза: « Я благодарна тебе за….». Запомните её!

8. Помните, что разговариваете с ребенком. Многие взрослые это забывают. Вы не в офисе разговариваете со своими подчинёнными и не в армии солдатами командуете. Вы разговариваете с ребенком.

9. Не тыкайте в негативном контексте. Постоянные «ты», « твой», «тебе» в негативном контексте звучат обвиняющее и ребенок вас не услышат! Смотрите, волшебная игра слов – например: «Ты уберешь, наконец, свой велик!?» или « Лапочка, пожалуйста, убери велик.» Без обвиняющего тыканья можно добиться своей цели.

10. Уважайте в ребенке индивидуальность. Перечитайте еще раз все пункты – каждый ребенок личность, каждый ребенок разный. Ищите ключик, ищите пароль. Ведите с личностью конструктивный, а не деструктивный диалог. Конструктивный диалог с ребенком возможен только если вы ребенка уважаете, а уважение проявляется в том, что вы ищите к нему подход, а не говорите сразу негативными эмоциями. Многие не согласятся и скажут, что это ребенок должен уважать взрослого в первую очередь и сразу делать как взрослый скажет. Если вы так думаете, то перечитайте первый пункт. Открою вам большую тайну, ребенок даже не знает и не догадывается, что он вам что-то должен и обязан. Для него это всё «взрослые слова», «пустышка». Общение и послушание ребенка можно строить только на уважении к нему и на своей ответственности. 

Не легкое это дело, чтобы ребенок вас слушался. А вы думали покричать, поистерить, поугрожать и дело в шляпе? Нет. Вы не в компьютерной игре, где программисты забили 3 варианта решения проблемы и вы используете один вариант из трех, чтобы победить босса. Вы взаимодействуете с человеком, с личностью и с первого раза у вас ничего не получится. Ищите, подбирайте пароль, пробуйте и не трепите себе нервы. Только продуктивно и позитивно можно чего-то добиться, крики и психи доведут вас только до кардиолога.

А более подробно про уважение индивидуальности мы поговорим в следующей статье!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic