Актерское мастерство для детей и подростков. Записать ребенка или не записать? Вот в чём вопрос!
Проходит лето. В жизни каждого ребенка наступают перемены. Новые классы, занятия, кружки, секции. Родители думают и выбирают куда же отдать своего ребенка. Кого-то записывают на спорт, а кого-то на математику, кто-то начинает заниматься шахматами, а кто-то актерским мастерством. Вот про актерское мастерство мы сегодня и поговорим.
Когда многие родители видят предложения “актерская студия”, “театральная студия”, “театральный кружок” в голове у них возникает ряд возражений. Я Мария Подковырова, режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, у которой было уже более тысячи учеников и которая поставила с ними около сотни спектаклей, разберу для вас эти возражения, исходя из своего опыта и огромного количества учеников, которые занимались со мной как вживую, так и онлайн.
1.Актерское мастерство нужно только “талантливым” творческим детям, которые уже как-то проявляют свои “таланты”.
Актерское мастерство полезно абсолютно для всех детей, вне зависимости от отсутствия или присутствия творческих интересов, раскрепощенности и активности. Особенно оно полезно в современное время, когда даже взрослые люди перестают уметь общаться вживую, большую часть времени проводят онлайн и любое живое взаимодействие всё больше повышает у современных людей уровень тревожности и стресса. Плюс, огромное количество детей скромны, тихи и зажаты, а именно актерское мастерство даёт любому ребенку безопасное поле для прокачки активности и работы на аудиторию, снижает у ребенка уровень страха перед любым выступлением, будь то речь на сцене или сдача экзамена, убирает барьеры при живом общении с другими людьми.
2.Актерское мастерство нужно только тем детям, которые хотят связать свою жизнь с театром или кино.
Актерское мастерство очень нужный навык для любой профессии. В любой профессии инициативу и лидирующие должности перехватывают харизматики. Вам ли не знать, взрослые, фанатеющие от Джобсов и Масков. Хотя Джобс и Маск и не учились в театральном вузе, но с преподавателями актерского мастерства в частном порядке уж точно занимались, а книги основоположников теоретизации актерского мастерства Константина Станиславского и Михаила Чехова уж точно вошли в их подборку книг, наиболее повлиявших на формирование их личностей. Только об этом никто никогда не расскажет публично, потому что босс может быть только один. И боссу нужны менеджеры, а не вторые боссы и звезды. Везде, где массовая культура мне показывает успешных бизнесменов, харизматичных спортсменов (умеющих красиво говорить и себя подавать), знаменитых политиков, я вижу огромную работу, которую человек проделывал над собой, чтобы расслабиться, улыбаться, завлекать людей своей энергией. И в то же время вижу кучу публичных людей, которые косо разговаривают или имеют отрицательную харизму, но пытаются выглядеть добряками и у них ничего не получается. Именно эта работа, по части публичности, и входит в сферу изучения актерского мастерства. И именно актерское мастерство поможет сделать из вашего ребенка не просто будущего успешного бизнесмена, или спортсмена, или ученого, а харизматика и лидера. Ведь это чаще всего не врожденные качества, а большая работа и тренировка.
3.Ребенок позанимается актерским мастерством, захочет стать настоящим актером, а там нищета, блат, да и вообще кино и театр в стране на таком плохом уровне! И мальчики из “Один дома” и “Терминатора 2” спились!
Быть актером ─ это действительно русская рулетка. Кто-то достигает большого успеха с детства, и десятки лет не сходит с экранов, как ДиКаприо или Скарлетт Йоханссон. Кто-то получает бешенную славу в детстве, а после она резко заканчивается, но человек не отчаивается и уходит в другую сферу, где могут пригодится его актерские навыки, например, в большую политику, как сделала Ширли Тэмпл, самый известный и успешный актер-ребенок в истории, которая вошла в президентскую команду Белого дома и проработала там дольше многих президентов в качестве специалиста по дипломатическому протоколу.
Есть и грустные, и печальные примеры. Я сама их вижу, так как выкладываю статьи по актерскому мастерству на платформе Яндекс. Дзен , а там меня бомбардируют рекомендациями почитать про “десять спившихся актеров-детей СССР”, “пять могил актеров, которые не дожили до 18” и “куда исчезли актеры наших любимых фильмов-сказок”, опять же с могилами и спившимися лицами. Люди любят читать чернуху и желтуху, поэтому интернет кишит токсичной, вырванной из контекста информацией про неуспехи и поражения. Про успехи всегда найти сложнее.
Но правда еще в том, что Станиславский тут ни при чём. Славу или поражение можно испытать в любой профессии. Можно захотеть стать богатым политиком, получить образование, а в итоге всю жизнь просидеть в каком-нибудь гос. учреждении печатая на компьютере. Можно захотеть стать великим бизнесменом, а в итоге стать должником и банкротом. Любая профессия, если ставишь высокие цели, русская рулетка.
Просто за актерским мастерством для детей закрепился особый стереотип. Во-первых, из-за печальных историй с детьми из блокбастеров 1990х, которые, если подробно разобраться, случились из-за неуёмных аппетитов родителей этих детей, а не из-за того, что слава сломала детям психику. Конечно, если родители Маколея Калкина из “Один Дома” решили снимать сына только за гонорар - 100 млн. долларов за роль, с ним никто в итоге не захочет работать, тем более после “Один дома” другие фильмы, даже “Один дома 2” провалились в прокате.
Во-вторых, из-за звезд детского кино в СССР, которые столкнулись с переломным историческим моментом, падением СССР и экономическим кризисом 1990х, который не только многих актеров прошлого уничтожил, но и вообще убил десятки тысяч людей всех профессий. Станиславский тут опять же ни при чём.
Уровень местного кино и театра тоже не показатель. В США детский образовательный театр вошёл в свой золотой век в период самого худшего этапа театральной жизни страны, в 1960е. Все дети страны массово и с огромной радостью занимались актерским мастерством и играли на сцене несмотря на то, что общественный театр перестал быть модным, его заменили музыка (битлы, роллинги, Элвис, хиппи и.т.п) и телевизор в каждом доме. Театральные кружки массово начали открываться в школах и университетах. Спасибо послевоенному бэби-буму и ученым с педагогами, которые десятки лет продвигали пользу театра для детей и его необходимость в каждом общеобразовательном учреждении. Эффект от образовательного театра подтверждался на практике на десятках тысяч детей, и преподаватели сами начали активно внедрять театр в школьную жизнь, а директора школ и университетов задавать вопрос: “А почему у нас еще не открыли театральную студию? Нужно срочно сделать!”
Если вам не нравится российское кино, то помните, что перед нашими современными детьми вообще весь мир открыт. Ведь они активно учат английский, а в Голливуде нет российских звезд только потому, что никто не из русских прошлого поколения не умеет говорить без акцента. Поэтому и приходится играть только русских. Но у нового поколения детей такой проблемы нет. Многие уже владеют английским на очень высоком уровне.
Поэтому если ваш ребенок позанимается актерским мастерство – ничего страшного не произойдёт. Не позволяйте стереотипам гулять по вашей голове, разберитесь в вопросе, сформулируйте своё личное мнение. Берите пример с ДиКаприо, а не с Калкина!
Ну как вам информация? Наверное, вы и не смотрели на актерское мастерство для детей и подростков с такого ракурса?
Скоро! Читайте вторую часть с еще несколькими популярными мифами про актерское мастерство для детей и подростков!