Почему актеру ребенку полезно читать биографии актеров из далеких эпох?
Меня, как преподавателя актерского мастерства для детей и подростков, часто спрашивают родители учеников: “Что же такое почитать про актерское мастерство, что купить детям, которые ходят в театральную студию?” Конечно, я всегда говорю: “Беритесь уже за Станиславского, за Чехова, за пьесы, за античные произведения! Никаких желтых книжек со слухами, сплетнями и воспоминаниями! Только практика! Только польза!”
Действительно, подобрать книги про актерское мастерство не так уж и просто. Приходишь даже в самый большой уважаемый книжный, а там мемуары, где 40 страниц, как пили водку с Высоцким, 100 страниц про прошлых жен, 50 страниц про детство в деревне и еще 150 про то, какой я великий и замечательный”. Литература про актерское мастерство и актеров полна желтухи, сплетен, оправданий и воспоминаний. Даже подарить бывает актерам нечего.
Но есть в этой категории литературы исключения. Это книги про актеров прошлых эпох. Эпох, когда еще невозможно было снять спектакль на видео, эпох первых актеров и развития театра.
Вы спросите, а какой в этом смысл? Этих актеров даже никто не видел, как они играли, технологий не было, кино не было, только тексты и портреты. Может они вообще играть не умели или играли на таком уровне, что для того времени это считалось нормальным, а сейчас это бы подняли на смех.
Такие книги про старинных актеров прекрасны тем, что они безумно-романтичные, они вдохновляют, они развивают фантазию, они создают в голове высокий стандарт.
Возьмите старинного актера Дэвида Гаррика (1717-1779), фанатичного безумца, который преклонялся перед Уильямом Шекспиром, переиграл всех его персонажей, ставил все его пьесы, причем умудрялся боготворить тексты Шекспира и одновременно их редактировать под свои спектакли, как ему было угодно.
Он даже построил настоящий Храм Шекспира, который стоит в Англии до сих пор и является музеем. А в храме статуя Шекспира, сделанная по заказу Гаррика, где сам Гаррик стоит в образе Шекспира.
Вот так. Можно почитать и подумать: “Ну безумец!”. Но благодаря театральной деятельности Дэвида Гаррика мы во многом знаем кто такой Шекспир, ведь во времена Шекспира было очень много драматургов и не все они стали такими знаменитыми. Да и Шекспира в своей эпохе и даже сразу после смерти не так боготворили, как сейчас. А Гаррик был одним из тех, кто открыл этого драматурга в новой эпохе, своей современности, создал моду на него. Мы никогда не увидим на видео спектаклей с Гарриком, но наше воображение рисует и конечно идеализирует образ талантливого, активного, работящего, интересного, энергичного, какого-то волшебного человека с масштабными целями. Мы читаем, мы заряжаемся, мы погружаемся в это состояние.
Для актера-ребенка такие истории являются очень вдохновляющими. Они хорошие примеры, фантазия уносит ребенка в те старинные времена и возвеличивает мастерство актера.
Или возьмем американского актера Айра Олдриджа (1807-1867). Один из самых великих исполнителей персонажей Шекспира в истории театра, темнокожий актер в рабской и расистской Америке 19 века.
Настоящий талант, который соединял свой горячий африканский темперамент с глубокими персонажами английского драматурга. Говорят, что он сыграл самого лучшего Отелло в истории театра, самого лучшего Макбета, самого лучшего Ричарда III. Мы никогда не увидим с ним спектаклей, но можем себе представить. Айра Олдридж обладал бешеным темпераментом. В финальной сцене Отелло он так «накалялся», что изо рта у него шла пена, а глаза наливались кровью. Исполнительницы роли Дездемоны панически боялись играть с ним и даже ходили слухи, что во время спектаклей несколько актрис погибли от удушения во время аналогичных сцен.
Актерам только подкинь дровишек в печку воображения и огонь сразу разгорится пламенем вулкана. Особенно актерам-детям. Спектаклей они не увидят, но прочитают и представят, как темнокожий актер в старинной одежде едет в карете по холодной Российской Империи, а Олдридж гастролировал по России и его видели вживую, и с ним даже дружили, многие российские классики и исторические деятели. Едет и готовится к спектаклю в далеком от Родины российском дворце перед его монархами. Сильный образ. А представьте каково было быть темнокожим актером в ту эпоху в США? Актеру, который по своей профессии очень чувствительный, как нерв. До сих пор люди приходят в недоумение, когда видят темнокожих в исторических фильмах, а тут шекспировские роли 200 летней давности.
И таких историй, таких ярких образов очень много. И они питательны для начинающего актера. Во-первых, это классика, это образец, это пример. Во-вторых, это фундамент, то, на чем построился театр. Эти знания помогут, зададут правильные ориентиры.
В советское время выходило много книг про старинных актеров, и про Олдриджа, и про Волкова, и про других деятелей, иностранных и отечественных. Ищите в букинистике книги про старинных актеров. Есть и современные издания. Я вот совсем недавно купила новинку про Гаррика И.В. Ступникова, которая вдохновила меня на эту статью.
Каждая такая книга на вес золота, потому что автор всегда берет очень узкую, малопопулярную, почти забытую современным поколением тему и посвящает её изучению и написанию несколько драгоценных лет своей жизни, чтобы поделиться историей с нами. Особенно с современными актерами, новым поколением. Они хранители и передатчики знаний. Поэтому изучайте озон и букинистические магазины, дарите редкие старинные истории своим актерам-детям, и они запомнят их на всю жизнь.