Как распознать дилетантов в среде кастинг-директоров и кинокоучей? Советы родителям актеров-детей!
Первое название этой статьи было «Почему ребенку, который хочет играть в кино, никуда не спрятаться от театра?». Но я решила написать жестче.
Я, как преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, заметила один миф, который сопровождает многих актеров-детей и их родителей на протяжении их обучения актерскому мастерству.
Миф этот – строгое разделение актерского мастерства на «актерскую игру для театра» и «актерскую игру для кино». Причем «актерская игра для театра» – это плохо, её ребенку изучать не надо и даже надо избегать всеми способами. А «актерская игра для кино» - это хорошо, её ребенку надо изучать, и только её.
Сначала я удивлялась, откуда родители актеров-детей это вообще берут? Ведь кто-то же им рассказывает такое. Потом я конечно со временем узнала, что актерским мастерством для детей кто только сейчас не занимается. Там и бывшие продавщицы одежды есть, и бывшие стоматологи, и бывшие менеджеры каких-то строительных компаний, администраторы ресепшен...Сейчас они кастинг-агенты, тренеры, специалисты по актерскому мастерству для детей, кинокоучи (хотя они неправильно употребляют этот термин, кинокоучинг - это психотерапия через просмотр кино), и я очень счастлива за них, если они, наконец, спустя долгие годы поисков себя – нашли свое призвание. Надеюсь, это не на два года, как обычно. А то я лично знаю уже десятки примеров, особенно после пандемии, когда коуч-кастинг-агент «уходит из кино» и находит себя, например, в преподавании психологии или продаже ароматических свечей. В этом нет ничего плохого, у каждого человека свой путь. Но жалко детей и родителей, которым навешали какой-то личной идеологической лапши, заправив соусом имитации успеха и вовлеченности в мир кино, а потом «ушли из кино». А дети потеряли время, потому что то, что им рассказывали, не имеет ничего общего с реальностью.
Ведь реальность в том, что разделение на плохую «актерскую игру для театра» и хорошую «актерскую игру для кино» – это чушь. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок состоялся в кино, от театра ему никуда не спрятаться. И театром нужно заниматься.
Почему театром нужно заниматься?
1. Включите любой российский кинофильм.
2. Оцените соотношение актеров получивших театральное образование (обычно это Щепка, Щука, Гитис, МХАТ) и не получивших театрального образования).
3. Оцените соотношение актеров играющих на данный момент в театрах и не играющих в данный момент в театрах.
4. Посмотрите кто руководит известными театрами в стране. Вы знаете этих людей? Они снимаются в кино? А какие позиции в кино они занимают?
5. Оцените процентность присутствия известных российских актеров, которые играют и в кино и в театре. Чему они больше посвящают время?
6. В конце концов по каким актерским методикам играют актеры в Голливуде? Кто их автор? А у кого учились эти авторы?
Сделайте самостоятельную работу и окажется, что типичный российский знаменитый актер получил высшее театральное образование в одном из главных театральных вузов страны. Он или она играет и в кино, и в театре, причем в театре окажется играет больше, хотя зарабатывает он или она, в театре меньше. А достигнув определенного возраста, типичный российский знаменитый актер стремится либо вообще сконцентрироваться на театре, либо вообще получить какой-нибудь свой театр, став художественным руководителем.
А голливудские актерские методики являются «актерской игрой для театра»! Авторы: К. С. Станиславский и М.А. Чехов, и в дальнейшем их многочисленные ученики, которые не отрицали и не конфронтировали со своими учителями, и везде это подчеркивали, а просто немного адаптировали знания под работу с камерой на съемочной площадке.
Вам еще нужны аргументы, почему актеру-ребенку нужно заниматься театром в России?
Откуда у самих коучей по актерскому мастерству возникло такое заблуждение?
1. У них нет высшего образования в сфере актерского мастерства. Недостаток теоретических базовых знаний создает отрыв от российской реальности, причинно-следственные связи нарушены, нарушена логика, поэтому выпирают банальные стереотипы и вкусовщина коуча.
2. Они в своем личном понимании, из-за недостатка образования, ретранслируют американские книги и идеи голливудских преподавателей по актерскому мастерству, которые не пишут про все и сразу. У них либо про кино, либо про театр, ведь в США сферы театра и кино очень сильно разделены, исторически так сложилось, а в России нет. В России кино и театр крепко связаны. Фактически, театралы - это мощная группа, целое многочисленное лобби, которое оказывает огромное влияние на кино. Особенно, в сфере актеров. Говорить ребенку, который занимается актерским мастерством и его родителям: «Не занимайтесь театром!» - очень смело. Ведь в российском кино, актеры, которые не играют в театре и у которых нет театрального образования..., а есть ли такие вообще? Это тянет на какой-то эксперимент над детьми: «А давайте ваши дети из России не будут играть на сцене, не будут поступать в театральный вуз, а будут просто сниматься на камеру и посмотрим что получится у них в карьере.»
Коучи говорят и сами себе противоречат: «В российском кино все актеры играют плохо, потому что они играют в театрах и их учили играть для театра, но в это кино нужно стремиться попасть, чтобы играть вместе с этими актерами». Хотя коуч никогда не видел, как «плохие российские актеры» играют в театре и что играют они, оказывается, по-другому и почему-то даже намного лучше чем в российском кино. И даже как-то «киношно», «реалистично». Но он все равно будет стремиться вам донести какую-то утопическую экспериментальную идею, что именно ваш ребенок должен стремиться попасть в российское «театральное актерское лобби», но сделать это без высшего образования и без театра. Абсурд.
А потом мне родители говорят: «Мария, мы хотим заниматься актерским мастерством, но без театральщины. По киношному. На сцене играть не планируем. Дедушка Станиславский нам не нужен.»
Что я могу посоветовать актерам-детям и их родителям?
1. Спрашивать у кастинг-директора, кинокоуча, тренера, чем он занимался до того, как стал заниматься актерским мастерством для детей. И какое у него образование в сфере актерского мастерства. Сейчас почти 2022 год. Не ведитесь на фото в инстаграм со знаменитостями (они могут не знать этого человека) и подписчиков (секрет - листайте подписчиков вниз, спустя пару тысяч могут пойти многочисленные тысячи накрученных индусов). Причем, реальных кастинг-директоров этот вопрос не обидит. У действительно-влиятельных кастинг-директоров огромное уважение к театру и они являются самыми заядлыми театралами, потому что именно там на деле хэдхантят молодых актеров, а не дома перед ноутбуком за просмотром анкет. Не говоря уже о том, что они тоже из «театрального лобби».
2. Ни в коем случае не берите для своего ребенка преподавателя по актерскому мастерству без профессионального актерского образования. Когда кастинг-агенты без образования ставят монологи и учат детей играть – это какое-то мошенничество. Все может закончиться продажей ароматической свечи в конце. Я понимаю, что хочется попасть в какую-то базу и задобрить кастинг-агента. Но, вы рискуете мозгами своего ребенка и рискуете попасть в ловушку заблуждений о вреде театра, да и вообще будете слушать не компетентную оценку специалиста, а вкусовщину и эмоциональную реакцию. Хороший кастинг-директор профессионально занимается своей деятельностью, а не заходит на территорию актерского мастерства. Он энергично продвигает и рекламирует актеров, ищет актеров, договаривается, знакомится с нужными людьми, добывает информацию о съемках, общается с режиссерами. Но он не умеет учить актеров игре. Уж лучше взять первокурсника из театрального вуза. Пользы будет гораздо больше!
3. Вы живете в России, а не в Лос-Анджелесе. Сейчас одна из главных целей для вашего актера-ребенка, если он планирует связать свою жизнь с актерским мастерством, подготовиться к поступлению в один из главных театральных вузов. Желательно, на бюджет, чтобы пахать по полной. Даже если он уже снимается и имеет какие-то успехи. Эта цель должна четко присутствовать в вашем планировании профессиональной карьеры вашего ребенка. Поступить на бюджет в один из главных театральных вузов. Для этого у ребенка нужно воспитывать уважение и интерес к театру, а не рассказывать, что театр это плохо и устарело. Для этого нужно не только сниматься, но и пробовать играть вживую на сцене. Для этого нужно изучать фундаментальные знания об актерском мастерстве – Станиславского, Чехова, театральные пьесы, историю.
Даже если вы планируете увезти ребенка в Голливуд, то от театра вы не убежите. Ему придется конкурировать с местными актерами-детьми, которые с детского сада играли на сцене в образовательном театре, который массово внедрен в общеобразовательную систему США на всех уровнях и учиться по системе Станиславского и Чехова, и их американских учеников.
4. Долгосрочная цель вашего актера-ребенка – после вуза попасть в труппу хорошего театра. Если вы думаете, что пока он вырастет, в российском кино все изменится, все будет «по-Голливудски», а «театральное лобби» умрет в силу возраста – не умрет и не изменится. В реальном мире, а не в фантазиях коучей, театр не воспринимается как нечто устарелое и плохое. Театр наоборот является мощной поддержкой для кино, держит актеров в форме. Поэтому внедрять в России у ребенка какое-то разделение – деструктивно. Даже какие-нибудь модные режиссеры-постмодернисты ругающие классический театр и громко рассказывающие про натуральную актерскую игру без наигрыша, все равно хитренько отучились в вузах и ставили в первые годы карьеры качественные классические адаптации классики, все изучили и все умеют.
5. Запомните, нет «актерской игры для театра» и «актерской игры для кино». Есть просто плохая актерская игра и хорошая актерская игра. А все актерское образование – общее, как для театра, так и для кино. Регулярная игра вживую на сцене не вредит игре в кино, а наоборот дает преимущество.
Поэтому не экспериментируйте над своим ребенком! В актерском образовании есть четкий эффективный алгоритм, отказ от составных частей которого скажется на профессиональном уровне вашего ребенка.
Не прячьтесь от театра! Занимайтесь театром! Срочно!