Categories:

Актеры-дети и текст наизусть! Лечим школьную травму и зубрим с удовольствием!

Кто не любил в школе выходить к доске и, чувствуя на себе вдохновленные взгляды одноклассников и поддерживающий взгляд учительницы литературы, читать наизусть, с выражением, строки классиков, садиться и получать пять? Многие! У многих до сих пор холодок пробегает по спине от таких воспоминаний. Книги стихотворений во взрослой жизни не открываются. Когда слышишь знакомые строчки, боишься забыть следующее слово, ведь знаешь, что маленькая пауза и пятерка превращается в четверку, забытое слово превращает эту четверку в тройку, а ужас и испуг у доски может вообще довести до двойки и кола! Не говоря уже про испорченный вечер, где вместо отдыха будет зубрежка перед сном. 

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.

После такого опыта человек может навсегда разлюбить любую поэзию. Но это другая масштабная проблема. А сегодня мы поговорим про более узко-специализированную проблему современных актеров-детей. Детей, которые хотят сниматься в кино, играть на театральной сцене в спектаклях, проходить пробы и кастинги. Ведь для них, даже не смотря на то, что зубрежка текста это одна из основных частей актерской профессии, запоминание больших объемов текста является большим стрессом. Иногда даже превышающим стресс от живой игры на сцене!

Почему так?
Не последнее место в формировании такого восприятия зубрежки текста у детей играют школьные уроки. Да, существует множество хороших учителей, после уроков которых хочется купить томик Пушкина. Но есть и много перегибов на местах, после которых ребенок боится учить наизусть текст. У ребенка возникает паника, неприятные ощущения в теле, желание отложить, бросить, выучить в последний момент, чтобы не растягивать пытку. Текст наизусть ассоциируется с унижением, доминированием учительницы, которая за «не то выражение» может снизить балл, бессмысленностью происходящего, ведь ребенок может весь вечер учить, стараться, но одна запинка или перепутанное слово ставит крест на его работе. Есть даже «уникальные» учителя, которые никогда ничего не объясняют детям, а просто заставляют детей наизусть зубрить слово в слово целые параграфы по физике, химии, ОБЖ, биологи, и каждый урок устраивают контрольные проверки точности знания вызубренного текста.

Часто ребенок, который занимается актерским мастерством, переносит это «школьное» настроение и в свою рабочую область. Ребенок любит кино, театр, играть на сцене, сниматься, у него получается вживаться в образ, он уверенно чувствует себя на сцене перед публикой, но тексты становятся проблемой и стрессом. Большие объемы не запоминаются, зубрежка откладывается на последний момент, родители тоже ничем не могут помочь, они вспоминают школьные годы и «наизусть» для них тоже не самые приятные воспоминания.

Что делать в такой ситуации?
Ведь школьную учительницу не перевоспитаешь, а профессионалом хочется стать. Хочется, как Камбербетч, знать всего Гамлета и запоминать десятки сценариев, чтобы сниматься, сниматься, сниматься и тратить время на разработку образа, а не на страдания от зубрежки.

1. Ребенку следует поменять свое отношение к школьной зубрежке, а вам, родителям, следует поддерживать ребенка в этом, постоянно и вслух. Не нужно ругать ребенка за низкие оценки после публичного чтения стихотворений. Тут может быть две крайности – ребенок очень старается, учит, мучается и получает свой высший бал, а есть вдруг ошибка в процессе выступления, то трагедия, обида, слезы. Вторая крайность– ребенок ничего не учит принципиально, получает двойку или кое-как тройку, потому что он боится учить, ему неприятно, он считает это бессмысленным, он не верит, что у него может получится. Во всех этих случаях, и в ситуации посередине, не нужно отдавать этот процесс случайности. Как получится, так получится. Говорите с ребенком, объясняйте ему, что это не конец света, не нужно обращать внимание на непонятные критерии учительницы, поставь свои критерии, не ассоциируй поэзию с уроками, оценками и училкой, это автор с тобой лично общается, тебе сквозь времена свою жизнь рассказывает в доброй беседе. Он или она это писали не для того, чтобы тебя потом мучали. Нужно уделить ребенку внимание в этом вопросе, поменять его ассоциации, взглянуть на «наизусть» под другим углом. Мы знаем наизусть тысячи поп-песен, потому что никто не бьет нам указкой по языку. Так же легко могут запомниться и поэзия, и большие тексты, если подходишь к этому, как к общению, с любовью и интересом. Это знают все профессиональные актеры.

2. Перебейте школьные ассоциации своими собственными. Устраивайте семейные домашние вечера поэзии, прозы, афоризмов. Уют, чаек, совместное семейное одобрение и поддержка. Вечер Пушкина, вечер Тютчева, вечер Чехова. Что вам мешает раз в неделю, по выходным, или хотя бы раз в месяц, не просто ходить в кино с ребенком или вместе сидеть в телефонах в одной комнате, а организовывать такие интересные, сближающие, эмоциональные и запоминающиеся на всю жизнь семейные интеллигентские вечера? Хотите ребенка-интеллигента – учитесь быть арт-директором модного домашнего салона. Тем более, в нашем далеком российском прошлом это было в порядке вещей. Люди читали друг другу стихи, ставили спектакли, играли на инструментах, пели, а не смотрели каждый свой ютуб. Это и для семейных отношений полезно и ребенок не будет бояться школы, текстов, уроков, выступлений. Он будет знать, что дома ваши литературные вечера – вот где правда и жизнь, и удовольствие, а школьные пытки Марьванны – это её личные мозговые заморочки, разочарования и травмы.

3. Знакомьте ребенка с самыми высокими проявлениями искусства. Не нужно требовательно пихать его всем и сразу. Нужно аккуратно искать то что нравится, то что откликается в данный момент. Не идёт Толстой, берем Чехова. Не идёт Лермонтов, пробуем Байрона. То что нравится будет автоматически запоминаться, само записываться в память. Цитаты, строчки, отрывки, стихотворения. Как любимые песни. Почему у многих профессиональных актеров нет никаких проблем с запоминанием кучи разных сценариев? Да они в свое время полюбили Шекспира, Чехова, Пушкина, все из него запомнили, а там сложные объемные тексты, и после такого опыта запомнить сразу парочку простых, бытовых, не самых сложных по языку изложения сценария для съемок не составит для актера никакого труда.

Просто этим нужно заниматься! Всем этим нужно заниматься! Обращать внимание на проблему и стресс от зубрежки текста, решать эту проблему, не отдавать этот процесс случайности. Миллионы актеров погубили свои карьеры еще и не начав, не решив свои заморочки с большими объемами текстов. И даже актеры-дети попадают в такие ситуации. Я сама работала со способными учениками, которых обязанность для актера учить текст к подростковому возрасту так пугала, доставляла такой дискомфорт, что они бросали актерское мастерство, навсегда уходили из уже репетируемых спектаклей, переставали играть и сниматься.

Чтобы этого не допустить – лучше уж выбрать семейным кругом какой чай вы будете пить на воскресном семейном вечере, какие печеньки есть и какому поэту вы его посвятите.

14+15+16+Мария Подковыроваактер-ребенокактерские упражненияактерский монологактерское агентствоактерское мастерствоактерское мастерство для детейактерское мастерство для подростковактерское мастерство онлайнактерыактеры-детивниманиевнимание кастингвоспитание детейвоспитание ребенкадетидети 12+дети 3-6 летдети 6-9 летдети актерыдети и кинодети и родителидетские конкурсыдетские пробыдетские съемкидетский досугдетское образованиедля детейдомашние игрыдомашний театрзамкнутый ребенокзастенчивостьзастенчивый ребенокигры домаигры с детьмикак пройти пробыкак учить стихикак учить тексты ребенкукастинг агенткастинг-агенткастингикастинги Москвакастинги в кинокинокино для детейкинокоучкинокоучингмастерство актерамонологмонологи-онлайнобучение ребенкаонлайн-обучениеонлайн-преподавательонлайн-урокиподросткиподростковые проблемыподростковыйпреподаватель монологовпривить вкус ребенкупроблемы детейпрокачкаречьродителитворчество

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic