Зеркало – враг актера-ребенка!
Почему актерским мастерством не следует заниматься в зале с большими зеркалами? Почему ребенку, который ходит в театральную студию, нельзя репетировать роль перед зеркалом? Почему зеркало – враг актера-ребенка?
Когда я начала вести занятия по актерскому мастерству онлайн, то заметила такую особенность. Когда у ребенка на его экране крупно выведена съемка самого себя, а не преподавателя (да, некоторые так делают), то и играет ребенок роль не для меня, не пытается захватить моё зрительское внимание, а любуется собой, оценивает себя, что конечно превращает актерскую игру в кривляние.
Я сделала опрос среди детей, и действительно, многие грешат репетициями монологов и своих ролей перед зеркалом. Ребенок думает, когда чистит зубы или проходит мимо зеркальной поверхности дома: «А почему бы еще разок не отточить навык актерского мастерства? Перед зеркалом приятно заниматься. Видишь свою игру.» На самом деле не видишь и репетировать роль перед зеркалом ребенку очень вредно.
Да, люди читавшие Станиславского, могут возразить, что у него есть целое упражнение для работы перед зеркалом. Берешь свою роль, садишься перед зеркалом, в прямом смысле «кривляешься» и методом исключения выкидываешь то, что абсолютно не подходит. Но не нужно вырывать это упражнение из контекста. Во-первых, это упражнение подходит только для опытных актеров, а не для детей и подростков, которые только делают первые шаги в актерском образовании. И его делают с мотивацией исключить вообще неподходящее, грубо обрубить заготовку роли. Во-вторых, это лишь маленькое упражнение для начального этапа подготовки к роли, оно не заменяет собой полностью подготовку к роли, не является даже важной частью репетиционного процесса. Необязательное, экспериментальное, даже не широко-известное среди актеров упражнение, мало кто его знает и делал вообще. В-третьих, Станиславский сам смеялся над собою молодым, как он репетировал Отелло перед зеркалом. С этого эпизода начинается его знаменитая книга «Работа актера над собой», а я по этой забавной сцене сделала онлайн-курс для детей «Актерский урок дедушки Станиславского».
Игра перед зеркалом противоречит главному принципу успешного актерского мастерства – актер играет для зрителя. И проверить эффективность и правдивость актерской игры может только зритель этой актерской игры, в том числе режиссер.
Когда ребенок играет перед зеркалом, даже в шутку, даже как дополнительная «полезная» активность, даже ради интереса – он идёт по ложному пути, уводит себя в дебри. Он смотрит на свою мимику, думает о себе, в голове происходит оценка себя, а не вживание в роль. Да, это приятный процесс. Видишь себя, гордишься собой, ты же актер. На этом построен оглушительный успех соц. сети «Тик-Ток». Любуешься собой, делая какую-то непривычную активность и твоя самооценка на несколько минут взлетает до небес. Но актерская игра – это не «Тик-ток». И звезды Тик-тока сколько бы лайков они не получили и сколько бы денег не заработали, не потянут ни кино, ни тем более живую игру на сцене.
Актерскую игру на начальном этапе своего обучения, а начальный этап длится до окончания театрального ВУЗа вашим ребенком, нужно проверять и шлифовать только на живых людях. Смотреть на их реакции, как говорится «в прямом эфире», делать выводы, проверять что работает, а что нет. Поэтому актеры учатся в театральных вузах и играют на сцене. Даже съемочный процесс не даёт в этом плане никакой пищи для размышлений. Кто там знает, какой финальный дубль для монтажа войдет в готовый фильм, может самый актерски-неудачный, лишь потому что другие были испорчены каким-нибудь лишним объектом на фоне. А многие режиссеры, причем самые успешные, вообще запрещают актерам смотреть снятые дубли и плейбэк, чтобы не сбивать актера. Пусть настраивается, живет в образе, а не оценивает себя в зеркале плейбэка.
Поэтому вредную привычку играть перед каждым зеркалом нужно радикально менять на привычку играть вживую перед каждым человеком. Нужно отрепетировать роль или монолог – показываем его друзьям, родственникам, знакомым и незнакомым людям.
Чем больше, тем лучше. Один из самых легендарных актеров в истории – Дэвид Гаррик, стал мастером, лишь постоянно вживую перед всеми играя, причем он это делал с самого детства. Дэвид Гаррик жил в те далекие времена, когда про актерское мастерство не писали книжки, в эту профессию попадали только через личную практику и личный практический опыт.
Поэтому – видим зеркало – проходим мимо. Видим человека, говорим ему: «Давайте я сыграю для Вас замечательный монолог!» и начинаем играть.