Categories:

Как не бояться зрителей?

Многие дети, занимаются творчеством. Ходят в театральную студию или учатся играть на музыкальном инструменте. И всё на репетициях у них хорошо. Дома мелодия звучит ровно и красиво, а спектакль на репетициях в дружественном коллективе идёт легко и свободно. 

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.


Но вот приходит публика и становится страшно. Ребенок волнуется, когда играет, и ошибается. А ошибаясь один раз, боится ошибиться еще раз. Творчество превращается в стресс.

Любой человек, занимающийся творчеством, испытывает неприятные ощущения. Это возможные негативные оценки зрителей, их равнодушие, сарказм, собственная низкая самооценка, страх сделать ошибку, мысли, что сегодня неудачный день для показа своего творчества. Погода плохая, живот болит, да и вообще я не готов. Всё это наваливается на творческого ребенка. Но чем отличается профессионал от любителя? Профессионал умеет работать со страхами и даже превращать их в энергию. Только этому мало где учат. Но я вам объясню, как не бояться публику.

Первое. Поднимаем самооценку и гордимся собой. Если вы мало репетировали, пропускали занятия и откладывали всё на последний день перед выступлением, то конечно есть повод волноваться. Страх публики очень хорошо подпитывается низкой самооценкой, а низкая самооценка просто так не возникает. Зачем вам она вообще нужна? Нужно гордиться собой и чтобы самооценка была выше космоса, а для этого нужно репетировать, репетировать и еще раз репетировать. И выходить к публике с мыслью:
«Я сделал всё возможное! Я репетировал 100 часов! Сыграл мелодию 100 раз! Не пошел 10 раз гулять! Я молодец! Я крутой! Никто столько не репетировал, как я!»

Придумайте вместе с ребенком свое личное анализ-предложение, поднимающее уверенность и самооценку, в котором будет количество часов, репетиций и ограничений, которые были топливом для отличного выступления и даже сравнений с другими, которые точно так много не уделяли этому времени.

Второе. Обретаем знание. Публика может проигнорировать выступление, публика может быть недовольна, публика может посмеяться, публика вообще может быть неприятна. Это нужно просто знать и принять, в том числе ребенку, который занимается творчеством. Это профессиональный подход. Принимать всё на свой счет и стремиться сразу всем понравиться – это непрофессионально. Сама мысль и знание этого факта уже успокаивает. И каждая улыбка, одобрение и позитивная реакция ценится намного больше, когда знаешь, что твой зритель не всегда может тебя позитивно оценить. У него свои проблемы и тараканы в голове, а ты «возвращаемся к первому пункту!» «Сделал всё возможное...!»

Третье. Берем количеством. Количеством показов, количеством репетиций, количеством спектаклей, количеством исполнений, количеством зрителей. Я, как преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, на своем опыте знаю, что ребенок, который сыграл в одном спектакле на публике и ребенок, который сыграл в пяти спектаклях – это два разных ребенка. Всё это надо считать и осознавать. Если ребенок играет на гитаре, то пусть играет для публики не только раз в месяц на отчетном концерте в кружке, а вам каждый вечер, гостям, дяде-сантехнику, который пришел чинить трубу, курьеру пусть песенку сыграет. Пусть наберет 100 исполнений для 100 разных зрителей и тогда проблем со страхом публики для него никогда не будет. Ребенок наоборот будет получать всё больше и больше удовольствия от каждого нового исполнения для нового человека, так как его уверенность и опыт будут всё время расти.

Четвертое. Устраиваем испытания. Что такое испытания? Это осознанные опыты в полевых условиях. Когда ребенок выполнил пункты с первого по третий, набрал уже много репетиций и зрителей, можно уже осознанно потренироваться работать с нелояльной аудиторией. Вот сидит человек в телефоне, находишь его в зрительном зале и пытаешься его увлечь, играть для него. Или незнакомец. Или скучающий. Смотришь на него, играешь лично для него свою роль или мелодию, тренируешь свою выдержку и набираешь очки опыта. Хороший пример – группа Битлз. Возможно именно из-за этой техники группа стала величайшей в истории. Ведь Битлз, когда они еще не были знаменитыми, приходилось играть в настоящих спартанских условиях, по много часов без перерыва, перед нелояльной публикой. И они не разлюбили это дело, а наоборот набрались такого опыта, ставили такие эксперименты, что могли зажечь теперь любого зрителя.

Пятое. Помним о победах. Ребенку следует запоминать каждую победу, каждые аплодисменты, каждые радостные моменты в конце выступления и держать в голове эти ощущения триумфа, внимания, радости и славы. Ради этого всё и делается. Это ощущение вызывает большую зависимость, и когда знаешь эту конечную точку творческого акта, то и страх уходит, и выступать перед публикой хочется еще и еще. Страх очень легко перебивается и забывается, когда восстанавливаешь эти чувства.

Бояться зрителей не надо. Надо много работать. И тогда страх превратиться в удовольствие. Набираем опыт и становимся профессионалами!
 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic