Categories:

Нужно ли родителям актеров-детей бояться нейросетей?

Мы живем во времена появления и развития нейросетей. Многие представители творческих профессий уже находятся в панике и растерянности, теряют работу. Нейросети сейчас активно используют вместо художников и дизайнеров, для рекламы и продвижения в соц. сетях. Если раньше художник придумывал и рисовал, а заказчик делал запрос и платил за работу, то теперь заказчик вводит текст в компьютер и получает тысячи вариантов уникальных, специально-созданных лично для него работ. Можно играться с текстом, формулировками и получать, получать, получать, а не ждать художника. Недавно это коснулось авторов текстов. Нейросеть пишет художественные произведения, статьи, сценарии, анекдоты, сочинения. Также нейросети активно используют в анализе, бизнесе, экономике, политике. Они предсказывают события, обрабатывают миллионы цифр, анализируют тысячи фактов.

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.

Волнуются и родители актеров-детей. Ведь если нейронную сеть можно научить писать тексты, делать изображения, считать, то может быть играть в театре и кино тоже? Ведь есть фильмы, где делают захват человеческого изображения, система дипфэйк, Голливуд уже активно практикует омоложение актеров в возрасте, да и вообще планирует оживить легендарного актера Джеймса Дина, погибшего в 24 года в 1955 году. Сделать с Джеймсом Дином, погибшим более полвека назад, полнометражный фильм с ним в главной роли! А это значит, что скоро актеры смогут завещать свой образ студиям и их электронное тело будет играть в кино после их физической смерти.

Возникают вопросы: «зачем стараться?», «зачем учиться?», «зачем мечтать быть актером?», если в течение десяти лет скорее всего появятся фильмы с молодыми Томом Крузом и Бредом Питтом, Джеймс Бонда сыграет снова живой Шон Коннери, а нейросети, которые умеют самообучаться, прочитают Шекспира и Станиславского, проанализируют миллиарды фильмов, и выдадут самую лучшую актерскую игру через компьютерного человечка.

Я спросила нейросеть ChatGPT, что она об этом думает:

Я: Смогут ли нейросети играть в кино?

ChatGPT: На данный момент нейросети не способны заменить живых актеров и создать реалистичную актерскую игру через компьютерные модели. Хотя существуют некоторые эксперименты, в которых нейросети обучались имитировать актерскую игру на основе анализа видео-материалов с участием актеров, однако результаты этих экспериментов далеки от идеала и не могут заменить живых актеров. В ближайшем будущем такая технология может быть улучшена, но пока что она не может создать полноценную актерскую игру. Нейросети не обладают физическим телом и не могут выступать на съемочной площадке. Однако нейросети могут использоваться для создания реалистичных цифровых двойников актеров.

Я: Смогут ли нейросети играть в театре?

ChatGPT: Нейросети могут использоваться для создания и улучшения спектаклей, но они не могут играть на сцене в качестве актеров, поскольку они не обладают эмоциональным интеллектом и способностью к импровизации, которые необходимы для того, чтобы заставить зрителей поверить в персонажа и сопереживать ему. Кроме того, нейросети не могут взаимодействовать с другими актерами на сцене и адаптироваться к изменяющимся условиям в реальном времени, что делает их непригодными для театральных выступлений.

Выводы:

  • Нейросеть не обладает эмоциональным интеллектом, а человеческие живые эмоции, человеческая живая реакция на эмоции, проживание эмоций - это то, ради чего мы смотрим кино и спектакли.
  • Нейросеть не умеет импровизировать. И это касается даже картинок и текстов. Если подольше посидеть в нейросетях, то начинаешь видеть насколько они неоригинальны и даже банальны. Я хотела сделать для работы мультяшного 2D Станиславского и у нейросети ничего не вышло. Она клепала картинки на основе уже существующих портретов и фото Станиславского. А вот Шекспира у неё сразу получилось сделать, потому что мультяшных изображений Шекспира в интернете много. Что уж говорить об импровизации в жизни. Импровизировать может только человек. Потому что человек живой, а нейросеть нет. А за жизнью, свободой, индивидуальностью в актерской игре интереснее наблюдать, чем за неживой имитацией.
  • Нейросеть не может и не сможет взаимодействовать с живыми людьми на сцене, в кадре, быстро адаптироваться к меняющимся условиям взаимодействия. Потому что для интересного взаимодействия опять же нужно быть живой частичкой хаоса, а не продуманного алгоритма.
  • У нейросети нет тела. Уже делают выпуски погоды с ведущими, созданными нейросетями, но на таких ведущих скучно смотреть. Человек - это миллиарды данных. Пластика, взгляд, мимика, голос, энергетика, харизма... Приблизиться к хотя бы имитации человека пока у современных технологий не получилось.
  • Театру уж точно ничего не угрожает. Если кино – это искусство повтора, можно сделать хоть сотню дублей и что-нибудь да выйдет, то театр – это живой организм. Каждый спектакль уникален, спектакль каждый раз меняется, играется по-новому. Как сможет компьютерная модель адаптироваться по меняющиеся обстоятельства на сцене? Ошибки, которые обыгрываются живыми людьми, мелкие сокращения и удлинения? Никак. Тем более, вы наверняка когда-нибудь были на спектаклях, где использовался приём – голос за сценой. И где этот голос был не живой, когда актер говорит в реальном времени через микрофон, а записан заранее. И с таким голосом бывают даже диалоги живых актеров. И вы сами видели как это разу обедняет и понижает качество спектакля. Не клеится взаимодействие живого актера даже просто с заранее записанным голосом. Думаешь: «Что не могли актера за занавес с микрофоном поставить?»

Итог: актерской профессии нейросети не угрожают. Спокойно записывайте детей в театральные студии и на занятия по актерскому мастерству. Не смотря на прогресс – забраться в эмоции и индивидуальность человека у компьютеров не получилось. Будут люди сопереживать компьютеру или живому человеку? Конечно человеку! Чего компьютеру сопереживать то? В кино и театре мы и любим смотреть на то, как люди решают проблемы. А какие проблемы у нейросетей?

Актерское мастерство для детей наоборот будет всегда на шаг впереди нейросетей! Потому что актерское мастерство учит детей эмпатии, сопереживанию чужим проблемам, другим людям. Человек-сухарь никогда не сможет быть хорошим актером, он просто не сможет почувствовать как ему играть тот или иной образ. Внутри хорошего актера всегда живёт очень чувственный, переживающий за весь мир человек, хотя внешне бывает некоторые актеры вызывают отталкивающее впечатление.

Поэтому, кстати, так отличаются полотна, например, в Третьяковской галерее и картинки нейросетей, даже если они сделаны, как имитация серьезной живописи. Никакой идеи, никаких маленьких интересных деталей и нюансов, никаких мыслей художника, никакого взгляда сквозь призму собственного опыта и мировоззрения. А эти нюансы и ценятся в актерской игре.

Сейчас, не смотря на развитие технологий, соц. сетей, гаджетов – у людей всё равно доминируют живые хобби. Люди возвращаются к ремеслам, активнее что-то делают руками, творят. Это видно и по количеству курсов и по магазинам «живых» хобби. А значит это ценится и ценность этого вырастает. Значит и театр и кино с живыми актерами будет жить.

Так что актерское мастерство для детей - очень перспективное, интересное в будущем и безопасное, с точки зрения давления технологий и прогресса, занятие.

Плюс, вспомните времена после пандемии. С какой радостью люди возвращались к живому времяпровождению, встречались друг с другом. Как бы ни развивались технологии – людям будут интересны люди.

Обязательно записывайте детей! Занимайтесь театром и кино! И так победим компьютерных болванчиков!

Какого Станиславского выбираете вы? Напишите в комментариях!
Какого Станиславского выбираете вы? Напишите в комментариях!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic