Как улучшить актерскую игру ребенка? Часть 1.
Актерское мастерство – это тяжелая работа. Вдвойне она сложна для ребенка, так как у детей меньше жизненного опыта, а он необходим актеру для игры. У детей также меньше уровень образования и понимания актерских процессов, в отличие от взрослых актеров, которые годами оттачивали свои навыки в театральных вузах, а потом на сценах и в кино. Все знают выражение, которому учат в российских театральных и киношных высших учебных заведениях: «Не работайте с детьми и животными.» Поэтому детям еще тяжелее, так как встретить режиссера, который не боится детей - большая редкость. А еще большая редкость, чтобы режиссер был заинтересован в идеальном результате – общался с ребенком по поводу сценария, учил его, как лучше сыграть, заранее организовывал репетиции.
Но репетиций не будет. Вот и приходится родителям актеров-детей выступать в роли режиссеров и заниматься подготовкой ребенка к съемкам и спектаклям. Как это сделать? Как во всем этом разобраться? Как улучшить актерскую игру у ребенка?
Самое простое, с чего можно начать, это поработать над созданием персонажа, разобраться, исходя из сценария, что он за человек.
Рост/вес/пластика/причёска/цвет глаз/остальные телесные характеристики.
Вы спросите: «Зачем в этом разбираться? Моего ребенка по этим параметрам и выбрали». Нужно понять одну вещь – ваш ребенок не является точной копией персонажа, которого предстоит ему играть. Это другой человек. Он может быть выше или ниже (рост персонажа на съемках корректируется исходя из других актеров с помощью операторских приёмчиков), он может абсолютно по-другому двигаться, его глаза могут перекрасить или изменить с помощью линз, а прическу вообще сделать такую, какую ребенок никогда не носил. В этом и есть соль актерской игры – создать уникального, живого человека, а не просто повторить самого себя на сцене или в кадре. Уже осознание этого факта – первый шаг к интересной актерской игре. Ребенок будет не просто собой, а у него будет происходить мыслительный процесс, что он другой человек. Это приведет к новым открытиям, что можно, оказывается, по-другому двигаться, по-другому чувствовать себя с новой прической. Вспомните актрису Дженну Ортега, сыгравшую Уэнздей. Разве она внешне в жизни похожа на своего персонажа? Разве актриса в жизни двигается, как Уэнздей? Носит такую же причёску и макияж? Конечно, нет! Но, согласитесь – эти внешние элементы очень влияют на восприятие её персонажа.
Одежда и реквизит.
Одежда ведь тоже может быть другой. Все мы знаем ощущения, когда вдруг облачаемся во что-то непривычное: ковбойскую шляпу, рэперский кепарик, мантию волшебника. А что носит персонаж ребенка? Может он из семьи крестьян или рокер в черной футболочке. На это надо обратить внимание в работе над ролью. Часто детей на съемочной площадке удивляет, когда впервые их переодевают в какой-то интересный, непривычный для них костюм. Но почему не позаботиться об этом заранее? Не свыкнуться с новыми ощущениями, для достижения гармоничности образа, как-будто бы ребенок всю жизнь в нём ходил. Читайте сценарий и подумайте во что будет одет ребенок. И помогите ему хотя бы привыкнуть к одежде или к реквизиту, если он есть. Играет хулигана, ну пусть походит недельку до съемок в этом образе, играет в фэнтези – возьмите деревянный меч и пусть носит его всё время с собой. Этот лайфхак используют многие серьезные, взрослые актеры, помимо работы с режиссером и репетиций. Актеры «Властелина колец», например, привыкали жить с мечами, луками или посохами, чтобы потом в кадре эти элементы смотрелись, как неотъемлемая часть их постоянной жизнедеятельности.
Конечно, эти вопросы нужно разбирать с режиссером, но часто не бывает такой возможности, или у режиссера нет желания этим заниматься и вы встречаетесь только на съемках. В таком случае, поработайте с ребенком сами или разберите эти вопросы с преподавателем актерского мастерства. Лучше сделать заранее какую-то домашнюю работу, заготовку, хотя её потом могут забраковать, сказать, что это не совсем то, что нужно, чем вообще ничего не делать и надеяться, что режиссер всё сделает за ребенка. Не сделает. Актерское мастерство, не программирование, оно не работает по хотению и велению с помощью коротких команд: «сыграй то», «сыграй сё». Можно и нужно продумывать любую мелочь, любой нюанс и актеры часто воюют с режиссерами, отстаивая своё видение и предварительные наработки.
Первый шаг к улучшению актерской игры ребенка – понять и принять, что внешние факторы персонажа влияют на его образ и его восприятие зрителем. Актер должен понимать их влияние и контролировать их, а не то зритель заметит, что актер впервые нацепил на нос очки с диоптриями или держит в руках волшебную палочку, хотя по фильму он великий маг.
Читайте скоро продолжение статьи! Там мы поговорим про еще ряд важных характеристик персонажа, над которыми необходимо ребенку поработать.