Как снизить стресс у ребенка перед 1 сентября и новым учебным годом.
Лето заканчивается. Холода наступают. Темнота окутывает дни. Каникулам приходит конец. Для многих детей - это трагедия.
Я, как преподаватель по актерскому мастерству для детей и подростков, и детский психолог, вижу по своим ученикам насколько тяжело даётся многим переход из состояния свободы и отдыха в состояние обязанностей и графика.
Но этот стресс можно сгладить! И я расскажу вам как.
1.Не суетитесь! Суета вокруг подготовки к новому учебному году поднимает и ваш уровень тревожности и ребенка, который всё это видит. Но правда в том, что так будет всю жизнь. Школа, потом университет, потом работа и выход из отпуска. Можно всю жизнь суетиться, переживать, устраивать хаос по незначительным поводам, а можно спокойно и весело делать любое дело. Вы скажете: «Легко сказать, не суетись! А как?». Контролируйте в первую очередь себя - взрослого человека. Излучайте спокойствие, уверенность, веселое настроение. Замечайте за собой суету и останавливайте её, говорите ей нет, тогда и ребенок будет меньше переживать смотря на вас. Конечно, ребенок будет страдать из-за начала нового учебного года видя, как мама носится по магазинам с безумными глазами, переписывается в еще более безумных родительских чатах, где суета умножается на тысячу процентов. Ему приятнее видеть маму на солнышке у бассейна. Отложите дела по школе, заварите себе кофе и пересмотрите сцену из фильма «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино с Харви Кейтелем в роли Винстона Вульфа. Его персонаж помогает героям спокойно выпутаться из сложной ситуации за 40 минут и с кофейком в руке, без суеты и эмоций. Старайтесь быть для ребенка таким Винстоном Вульфом и у него не будет стресса.
2.Говорите про будущий учебный год только в позитивном ключе. Прошлое поколение любило подкалывать своих детей: «Ну что, закончились беспечные деньки!», «Ха-ха, теперь каждый день будешь рано просыпаться, как на работу!», «Соскучился, наверное, по (имя учительницы, которую хочется скорее забыть)!». Шутки эти смешны только самим «юмористам», а дети такого юмора не понимают и только расстраиваются. Выбирайте конструктивные конструкции: «Ну вот ты еще больше повзрослел и поумнел» (все дети хотят побыстрее вырасти и знать больше), «Наконец у вас программа становится всё более взрослой и серьезной» (подчеркивайте позитив от перехода в новый класс), «Ну в этом классе интереснее тебе будет чем в предыдущем». Не нужно при ребенке обсуждать, что, по слухам, у него будет новая безумная учительница, жаловаться и причитать. Ищите позитивные моменты, как бы приятно не было в сотый раз обсудить и осудить хаос, беспорядок, не идеальность чего-либо. Вообще дистанцируйтесь от людей в околошкольной жизни, которые любители посудачить. Энергии они жрут, как гигантские вампиры. А при ребенке хвалите, например, добавление новых предметов или даже новые интересные моменты из школьной программы. «Класс! Вы в этом году будете изучать такую книгу! Меня она так поразила в твоем возрасте!», «У вас такая интересная и полезная тема в программе! Тебе она поможет!».
3.Распланируйте первые и последующие выходные, продумайте, как проведете каникулы. Все в очереди за ручками и тетрадками стоят, ищут тот самый учебник, а вы с ребенком гуглите куда поедете отдыхать, хотя только из отпуска приехали. Классно же! Очень многие неосознанно так делают, чем вводят преподавателей в ступор. Каникулы закончились, учебный год еще толком не начался, а они опять на отдых. У ребенка в такой ситуации не будет состояния трагедии «Всё пропало! Школа настала!», он будет понимать, что отдых никуда не исчезает, но тут важна грань и мера. Хорошие планы на первые выходные лучше чем внезапный недельный отъезд на моря.
4.Выслушивайте ребенка. Если он сидит нахмуренный и серьезный после лета, то пусть расскажет, что у него в душе творится. Просто расскажет. Не вы должны вещать, что он теперь взрослый, в школу ходят все, для него это работа, а он, что чувствует, о чем думает, что его беспокоит. Спрашивайте и слушайте, слушайте и спрашивайте, а не вещайте и наставляйте.
5.Делайте позитивное утро. Ранние подъемы чуть ли не самый главный стресс для ребенка в новом учебном году. Можно каждое утро проводить в спешке, хаосе, нервах, сборах, а можно улыбаться, быть в хорошем настроении, есть вкусный заранее продуманный завтрак, брать заранее поглаженную и собранную с вечера одежду и портфель, заранее выходить чтобы никуда не опаздывать и не спешить. Про вопрос позитивного и продуктивного раннего утра написаны сотни книг и тысячи статей. Подумайте про свое идеальное утро и начните его с сентября. Распишите его, подумайте, как такое организовать, может вам чуть раньше вставать? Или что-то с вечера готовить. Да, ребенок будет заспанный, недовольный, ленивый, но играйте идеальное, продуманное, организованное утро. И вам, и ребенку будет легче.
Не просто прочитайте статью! А попрактикуйте хотя бы 1 пункт! И вы увидите, что всё работает! Если практиковать.
Позитивных вам изменений и радости от достижений.