Конкурс стихотворений. Как подготовить ребенка?
Конкурсы стихотворений стали очень популярны в последнее время. Их проводят в школах и в других учреждениях. Поэтический конкурс может быть приурочен к Новому Году, Дню Победы 9 мая, юбилею какого-нибудь классика литературы, да и просто времени года.
Для родителей такой конкурс стихов часто становится стрессом. Родители переживают, что ребенок забудет текст, будет «хуже всех», да и вообще выберет «дурацкое стихотворение». Ведь выбирать, что читать приходится самостоятельно. Даётся тема или, что реже, автор или перечень авторов.
Поговорим про подбор стихотворений на конкурс. Я, Мария Подковырова, преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, уже много лет готовлю детей к конкурсам стихов. Среди моих учеников много финалистов, а некоторые выигрывали и даже читали свои стихотворения на площадях и праздничных мероприятиях. Поэтому я могу вывести закономерность, какой материал лучше брать на детский конкурс, а какой лучше не брать, и поделиться этой закономерностью с вами.
Где искать стихотворения на детский конкурс, а где лучше не искать?
Часто родители в стрессе (ведь просят найти срочно) начинают просто брать первые результаты выдачи поисковых систем и видео-сервисов. Забивают «стихи на детский конкурс» или берут стихотворение с видео, где поэзию читает ребенок. Так делать не надо!
Да, в выдаче могут быть знаменитые, классические, всеми известные стихотворения. Но, с таким стихотворением очень сложно победить. Комиссия или жюри могли слышать его уже десятки раз, да и другие родители из вашего же класса могли взять себе такое же стихотворение. Такой материал мог быть в прошлые годы и не занять призовые места вообще. Любой поэтический конкурс, даже школьный и детский - это в первую очередь шоу, а не экзамен. И зрителям, и жюри нужны яркие, свежие, новые впечатления.
Это при поступлении в театральный вуз лучше не оригинальничать. Там комиссии нужно оценить способности поступающего и им это легче делать по «Грозе» или другой другой «банальной» классике, а абитуриент с монологом «Гамлета» может получить летящий стул в голову. А на конкурсах это правило не работает. «Мороз и солнце; день чудесный» и «Лукоморье» жюри слышали десятки раз, и я вам скажу, они этих стихов с грустью и ждут. А вы с ребенком можете сделать мероприятие намного ярче, да еще и победить. А для этого не бойтесь экспериментировать и берите интересные стихотворения, которые не на слуху.
Где вообще искать стихотворения для детского конкурса?
Вы удивитесь ответу, но лучший вариант - это книги. А еще больше вы удивитесь, узнав, что не все стихотворения есть в интернете. Да, поверьте моему опыту. Я много раз находила интересные стихотворения в книгах и хотела для учеников просто скопировать их текст с интернета. Например, поэтов-фронтовиков на 9 мая. А текста там не было. Он был только в советской старой книге-сборнике. Приходилось печатать вручную. И так со многими отличными стихотворениями. И это не какие-то неизвестные авторы - часто классики или старинная поэзия, которая могла выйти в СССР в 75 году и больше не переиздаваться. Да, можно найти скан книги на торрентах или в электронных библиотеках, но это надо знать автора, название, а сам текст стихотворения «не гуглится». Плюс, есть новые издания, платные электронные книги, которых нет в свободном доступе, их удаляют с пиратских сайтов.
Поэтому брать первые результаты выдачи - не самая лучшая идея. Лучше пойти в библиотеку, книжный или к бабушке с дедушкой в гости, и найти замечательные великолепные стихотворения для ребенка. Так и конкурс будет ярче, и вы запомнитесь, и вероятность победить у вашего ребенка будет намного выше, и вы будете осознавать, что сделали для победы много - провели предварительную поисковую работу.
Не бойтесь для конкурса брать стихотворения для ребенка «на вырост»!
Какие-то стихотворения могут показаться для ребенка слишком сложными и непонятными. От неуверенности родители часто выбирают слишком «малышовые» варианты, хотя ребенок уже может учиться в школе и даже несколько лет. Но лучше брать стихотворение чуть «на вырост». Не обязательно на взрослые сложные темы, можно выбрать и про природу и про какое-то историческое событие, и более эпическое. Стихотворение будет смотреться выигрышно и эффектно, да и ребенок на самом деле во всем разберется, и ему это будет интереснее, не нужно его недооценивать. И ему будет интересно, если всё рассказать и объяснить.
Не нужно переживать насчет размера стихотворения. Родители боятся брать слишком большое, либо слишком короткое стихотворение для ребенка. В итоге, выбирают компромиссный средний, как правило не яркий, вариант. Если вы сами займетесь поиском, то увидите, что, как назло, все хорошие запоминающиеся стихи либо очень короткие, либо слишком длинные. И чтобы быстрее выучить берется что-то «не очень, но нормально…сойдёт».
С длинным стихотворением больше шансов победить чем со средним. Да, его дольше учить и можно наделать ошибок, но парадокс - многие длинные стихотворения детьми быстро и легко запоминаются. Язык такого стихотворения может быть ярок, лёгок и легко восприниматься ребенком. Так что опять - не нужно недооценивать ребенка. Попробуйте!
А яркое короткое стихотворение лучше запомнится жюри. Да, его чтение может занять 20 секунд, но зато каких. Можно сделать упор на актерское мастерство, проживание, эмоции. Если уж совсем боитесь короткого размера - объедините два коротких стихотворения одного поэта, где это возможно по рифме и размеру, и не говорите про это зрителям. Я, например, несколько раз ставила с детьми на 9 мая авангардного поэта и фронтовика Яна Сатуновского (1913-1982), у которого короткие, но очень ёмкие стихи про те дни, и которые отлично объединялись.
Не бойтесь брать на конкурс стихотворения не самых известных и популярных в народе авторов!
Сейчас такое время, что открывается масса классиков. Что-то переводится зарубежное и очень хорошо. И не обязательно современное. Наши переводчики бывает делают такой перевод, что на русском языке стихотворение звучит замечательно. Что-то открывается заново. Выходят биографии, историки и исследователи искусства восстанавливают пазл кто на кого повлиял, кто работал в эпоху с великими поэтами и кому, может, не так повезло стать популярным. Так что знает/не знает вашего поэта учительница - это не показатель. Недавно, например, работала с баснями Графа Хвостова. Вы знаете такого? А он был важным человеком в государстве, лучшим другом Суворова и даже, как сказали бы дети, делал поэтические батлы с нашим А.С.Пушкиным. Современники смеялись над ним, считали чиновником-графоманом, уж слишком странные вещи он писал, например стихи про беременную гору, а будущее поколение провозгласило его одним из основоположников российского модернизма в поэзии. Вот как! И вы, с вашим ребенком, можете открыть зрителям какого-нибудь поэта. И зрители это оценят.
Материал, который вы подберете, очень повлияет на результаты. Конечно, важно участие ребенка, а не победа. Для меня, как преподавателя актерского мастерства, это, кстати, истина, которую я полностью разделяю, потому что в любом выступлении ребенка главное это то, что проживает и испытывает сам ребенок, опыт который он получает, а не часто весьма странная система субъективных оценок и желание в ней реализоваться, хотя часто это невозможно, и вины ребенка или родителя здесь нет. Но если есть возможность повысить свои шансы на победу и сделать выступление интереснее, то почему бы не попробовать?
В этой статье я затронула подбор стихотворения для конкурса, а в следующей я расскажу про психологическую подготовку перед выступлением. Если вам эта тема интересна - ставьте плюсик в комментарии.