Метод хищника! Как готовят актеров- детей в Голливуде! На примере фильма Хищник 2018.
Праздничная статья в честь Хэллоуина!
Признаюсь, я не очень люблю такие фильмы, как «Хищник». Такие страшные, кровавые ужастики. Но мне давно советовали посмотреть «Хищника» 2018 из-за главного героя - маленького мальчика, так как я преподаю актерское мастерство для детей, а Джейкоб Трамбле в Хищнике здорово играет и вообще является сейчас чуть ли не топовым актером-ребенком Голливуда. Я посмотрела, и актерская игра меня очень впечатлила, а Джейкоба я, оказывается, до этого видела в новом скандальном фильме Ксавье Долана «Жизнь и смерть Джона Ф. Донована». Вот уж удивительный ребенок! Снимается не в сказках и детских фильмах, а в кино 18+!
Я нашла несколько интервью из которых можно подчерпнуть интересную информацию, как в Голливуде готовят актера-ребенка к съемкам и как работают с ним на площадке. Обычно американские актеры не очень любят раскрывать внутреннюю кухню подготовки, рассказывая в интервью штуки, байки и выдуманные промо-истории, но тут ребенок, и он выдал много ценного. Я постаралась прокомментировать рассказанную информацию с точки зрения преподавателя актерского мастерства для детей и педагога-психолога, а также разбить подготовку на этапы.
В «Хищнике» Джейкоб Трамбле играет десятилетнего мальчика Рори с аутизмом, который вместе с отцом, попавшим в психбольницу для бывших военных из-за того, что видел Хищника, спасает мир от монстра. Все это в компании психически-травмированных и сбежавших вместе с отцом мальчика солдат, которые оказываются неплохими и забавными парнями. Аутизм Рори привлекает Хищника, так как тот охотится на сильных человеческих особей, чтобы потом использовать их для собственного развития. Рори единственный человек, которому из-за нестандартного мышления, удается разобраться в гаджетах Хищника, расшифровать его непонятный язык и, благодаря этому, победить инопланетного захватчика. Фильм затрагивает очень серьезные темы и смысловая часть, что люди с аутизмом и с посттравматическим синдромом тоже люди, очень сильная, но я не рекомендую показывать его детям, так как там много кровавых сцен и крепких словечек у персонажей!
Так как же Джейкоб Трамбле готовился к роли Рори?
Подготовка к роли.
Шаг 1. Просмотр предыдущих частей Хищника с родителями.
Цель - не бояться Хищника, познакомиться с материалом.
Из интервью:
Журналист: Ты смотрел предыдущие части «Хищника» до того, как ты согласился на роль Рори?
Джейкоб: Я не видел ни одного фильма. В одни выходные мы с мамой посмотрели все части. Они -супер! Но первый фильм мне понравился больше всего.
Комментарий: Хищник - не детский фильм. Чтобы мальчик не испугался и у него не было дискомфорта сниматься, было важно, чтобы он посмотрел фильмы вместе с родителями, чтобы они были рядом, могли комментировать происходящее. Как вы увидите далее, очень много работы было проделано, именно чтобы не травмировать ребенка страшным материалом. И у киношников это получилось. Когда вы снимаете ребенка в хорроре, нельзя подходить к подготовке к роли спустя рукава. Иначе можно навредить психике ребенка. Совместный просмотр с родителями помог Джейкобу не бояться Хищника, а посмотреть на него как на большую куклу с графикой.
Подготовка к роли.
Шаг 2. Посещение центра помощи для детей-аутистов вместе с режиссером. Актерское упражнение «наблюдение» для создания своего персонажа.
Из интервью:
Журналист: Как ты готовился к роли?
Джейкоб: Я с режиссером фильма Шейном Блэком пошел в центр помощи детям-аутистам. С некоторыми детьми я даже подружился. Вместе с режиссером мы посещали занятия по гимнастике для таких детей, играли с ними, готовили печенье, изучили такую штуку как лицевой тик. Это помогло мне понять, как Рори двигается, говорит, какая у Рори мимика. Все увиденное мы много обсуждали с Шейном и в итоге у нас получился персонаж Рори.
Журналист: Как аутизм Рори влияет на персонажа и сюжет фильма?
Джейкоб: Рори единственный, кто может управлять космическом кораблем Хищника и понимает его язык.
Комментарий: То, что именно режиссер пошёл с актером к детям-аутистам - не случайно. Не сел смотреть предыдущих Хищников, а родителям сказал сводить его в центр, а именно сам водил его туда, чтобы выстраивать нового персонажа. Все продумано. Во-первых, это было сделано для того, чтобы наладить связь между актером и режиссером. Не через пассивное взаимодействие, как совместный просмотр фильма или совместное чтение сценария, а через активное совместное упражнение «Наблюдение». «Наблюдение» - это актерское упражнение, в котором актер изучает будущего героя через активное взаимодействие с ними или с похожими на него людьми. То есть не сидит в библиотеке и читает про персонажа, а смотрит на него, ходит в места, где водится герой, повторяет какие-то его действия. Этим и занимались актер с режиссером в детском центре для аутистов.
Подготовка к роли.
Шаг 3. Разобрать с режиссером в отношениях персонажа с окружающими. Сделать с режиссером упражнение «биография персонажа» для построения роли.
Из интервью:
Журналист: Какие у Рори отношения с родителями?
Джейкоб: Рори любит отца-военного, но он редко его видит. До того, как папа стал военным, они много времени проводили вместе. Они с отцом очень близки. Отец Рори - снайпер и спецназовец, он всегда говорит, что Рори должен быть сильным и спортивным, но у Рори плохи дела со спортом. Рори больше любит разгадывать головоломки и играть в шахматы. Мать Рори очень любит его и заботится о нем. Она уговаривает его выходить на улицу и играть там, но Рори не любит этого из-за того, что на улице другие дети, с которыми Рори не ладит и физические игры, в которых Рори не силен. Для него это дискомфорт, из-за того, что он не соответствует представлениям и желаниям отца. Вместо этого Рори сидит в своей комнате-подвале. Это его зона-безопасности, там он может быть собой. Там очень много разных интересных ему занятий, большой робот, четыре телевизора, компьютер. шахматы. Именно там Рори разбирается с полученными от отца по почте гаджетами Хищника и управляет его кораблем.
Комментарий: Заметьте, как актер-ребенок отлично и четко рассказывает об отношениях своего персонажа с окружающими. Это тоже не случайно. Это одно из самых важных актерских упражнений - «Биография персонажа». Чтобы профессионально и органично играть, нужно не только знать физику персонажа и какую эмоцию ему изображать (это как раз самое последнее дело, эмоции играть вообще плохо, их нужно проживать и они опять же исходят из биографии) , но и абсолютно четко понимать все линии отношений. Это фундамент, на котором стоит роль. Именно биография персонажа подключает актера к герою. Соединяет его с ним. Актер вживается в роль через прошлое героя и его отношения с окружающими. И эту работу с Джейкобом тоже провел режиссер, причем так, чтобы Джейкоб говорил о Рори словами режиссера и полностью их понимал.
Работа на съемочной площадке.
Шаг 1. Не бояться Хищника на съемочной площадке.
Из интервью:
Журналист: Как тебе сам Хищник?
Джейкоб: Он очень страшный. Он очень высокий, у него большие мускулы, свирепое лицо и много крутых аппаратов, например, невидимое покрытие и лазерная пушка. Мне дали поуправлять лицом Хищника, оно было механическим. Я сделал пугающее лицо, потом очень злое. Я кнопками двигал механизм его рта и бровей. Это было очень весело. Также у меня были сцены в металлической маске Хищника и в его части от доспеха на руке. Дизайн был очень классным! Там выдвигались механизмы, были кнопки, классная подсветка!
Журналист: А каково было увидеть актеров в костюмах Хищника?
Джейкоб: Это было вау! Они выглядели грозно! Но один подошел ко мне и дал «пять!»
Комментарий: Чтобы ребенок не боялся страшного монстра и у него не было психологической травмы, вокруг него выстроили дружественную и интересную атмосферу. Сейчас к детским психологам очень часто обращаются родители после того, как их ребенок, либо случайно, либо родители сами показали, им какой-то ужастик и даже Гарри Поттера. Ребенок потом не спит, приходит посреди ночи к родителям и боится. Чтобы такого не случилось с Джейкобом, родители посмотрели с ним фильм, а съемочная группа дала поиграться в лицо Хищника (вы же видели эту страшную мерзкую морду с щупальцами? ) и даже актер в костюме Хищника дал ему пять. Джейкоб воспринял все это как веселье, как кино. И даже сказал:
Журналист: Что бы ты сделал, если бы в твоей комнате жил трехметровый Хищник?
Джейкоб: Использовал его как боксерскую грушу!
Это был важный продуманный момент, ведь если бы никто, как говорят «не запаривался» насчет этого, то ребенок был бы просто использован. А ему с этим всю жизнь жить. Но профессиональный подход американских киношников позволил ему комфортно играть во взрослом материале. А так же ему объяснили, что именно он побеждает Хищника и именно он спасает мир, поэтому Хищник для маленького Рори - это боксерская груша!
Работа на съемочной площадке.
Шаг 2. Создать на съемочной площадке уютную и комфортную атмосферу для ребенка.
Журналист: Тебе понравилось работать с Шейном Блэком (режиссер) и Бойдом Холбруком (отец)?
Джейкоб: Шейн - отличный режиссер. Он очень помог мне с актерскими задачами и еще с ним весело. Он всегда заставлял меня смеяться во время работы. Мы с ним как-то рубались на съемках в игрушечные автоматы прямо на площадке. И Бойд, мой отец по фильму, мне очень много помогал. Он даже пригласил меня на закрытый показ «Логана», я увидел фильм раньше других. А потом мы еще ходили на хоккей.
Комментарий: Не смотря на то, что снимался ужастик, команда делала все, чтобы ребенку было весело и комфортно на площадке. Актеру активно уделяли внимание режиссер и отец по фильму. И ребенок был в восторге от этого. Очень важно создать правильную атмосферу для работы. Актер-ребенок смеялся и шутил с режиссером, игрался и даже сходил на супергеройский фильм и хоккей со своим кино-отцом. Конечно, кажется, что это нечто само собой разумеющееся. Но часто в плохом кино бывает, что актер-ребенок видит партнеров только в первый раз на площадке, особенно если они, как говорят «медийные» (какой уж там хоккей?) и ему никто не уделяет внимание. А режиссер ребенка боится и что-то нудно вещает «тут улыбаешься», «тут глаза пучишь». А так, лишь бы тихо сидел и молчал, и никому из съемочной группы не мешал. Пусть мама в уголке играется и следит, чтоб он не бегал. Бегите от таких съемок! Не травмируйте ребенка!
Работа на съемочной площадке.
Шаг 3. Много сцен в сценарии, способных заинтересовать ребенка.
Из интервью:
Журналист: Что тебе больше всего нравится в фильме?
Джейкоб: У меня очень классная роль и я делаю там много крутых вещей. Я веду космический корабль, гуляю в маске Хищника, я катался по горке Хищника в корабле, он меня подбрасывал, меня крепили тогда специальными тросами. Я играл в крутой лаборатории, в лесу, созданном, как декорация, стрелял из доспеха по дому и он взрывался! Мне все очень понравилось!
Комментарий: создание атмосферы игры - очень важный элемент, когда делаешь спектакль с детьми или снимаешь их в кино. Я сама заметила, как дети любят сцены-аттракционы в моих спектаклях. Мы как-то посвящали всех в рыцари, делали перестрелки ковбоев и магические битвы с телекинезом и остановкой пуль, как в Матрице. И детям это очень запомнилось в спектаклях. Они получили огромное удовольствие. Чтобы ребенка увлечь, чтобы сконцентрировать его внимание на съемках, нужно больше вкусных для ребенка сцен и взаимодействий с реквизитом или костюмом. Ребенок тогда будет воспринимать рабочий процесс, как веселую игру, и ему будет очень интересно работать.
Итог: Даже по коротким фразам из интервью мы видим, что создатели очень серьезно и продумано подошли как к подготовке ребенка к роли, так и к его комфорту и заинтересованности на съемочной площадке. Часто говорят: «Не снимайте животных и детей! Это самое сложное!» Но когда все продумано и подготовлено, когда работают профессионалы - этот стереотип теряет смысл. Особенно вызывает уважение, что создатели позаботились о психологическом комфорте ребенка, ведь это не сказка для детей, а кровавый ужастик 18+. При работе с актером-ребенком важно не только поставить ему правильную актерскую задачу, но и подружиться с ним, провести с ним время до съемок, заинтересовать фильмом, дать ему поиграться на площадке реквизитом и даже чтоб монстр-хищник дал ему пять.
Меня восхищает западное мировоззрение, что дети с такими особенностями там считаются гениальными и что есть фильм, где только им под силу разобраться с неземными изобретениями ,благодаря уникальной особенности своего ума. Если вы родитель и ваш ребенок снимается в кино - изучайте западный опыт, как в этой статье, и требуйте от режиссеров и продюсеров подготовки такого же уровня. И такого же отношения. А то снимут его в «хорроре» и весь гонорар потратите на детского психолога. А также поздравляю всех с наступающим Хэллоуином!
P.S. Я не рекомендую показывать фильм «Хищник» 2018 детям. Он страшный, кровавый и там много плохих слов. Статья написана скорее для родителей и для тех, кто интересуется актерским мастерством для детей. Еще раз всех с Хэллоуином!