Театральный этикет. 7 шагов, как донести до ребенка правила театра и сделать из него аристократа.
Все мы любим ходить в кино. И наши дети тоже. Там можно вкусно поесть, (прямо во время просмотра), залезть в телефон, что-то громко прокомментировать и даже выйти в туалет без страха того, что тебя не пустит назад в зал злая бабушка на входе. Дети часто ходят в кино, намного чаще чем в театр. И, к большому сожалению, правила театра, по сравнению со свободой в кино, становятся причиной дискомфорта при посещении спектаклей, и этот дискомфорт ребенок переносит и во взрослую жизнь. Ребенку могут не нравится серьезные бабушки-контролерши, что он должен больше часа молчать, что он вынужден терпеть до антракта, чтобы сходить в туалет и что родители не могут внятно объяснить, зачем вообще нужно столько правил, почему нельзя как в кино. Ведь в кино всем весело, пахнет попкорном и папа не зевает. И родители не доносят все правила сразу. Постоянно что-то новое появляется. То телефон убери, то конфетой не шурши, папе в глаз бабка лазерной указкой луч пустила за то, что он смс прочитал, а теперь на меня с ненавистью смотрит. Конечно, это смешно, но часто оказывается правдой. Часто походы в театр оборачиваются провалом. Хочешь приучить ребенка к культуре, а через двадцать лет он получает на работе билеты на «Вишневый сад» в подарок, и думает кому бы их продать или передарить от греха подальше. Такого бы он не сделал, если бы ему подарили билеты на нового Терминатора или Звездные войны.
Так хочется, чтобы сын или дочка через двадцать лет в красивом дорогом костюме или платье зашли в зал театра и блистали, знали весь его чеховский репертуар и обсуждали его на светских беседах, а не говорили в 35 лет в попкорном в зубах: «Ма, на ремейк Бэтмена ходил, там ващще кинчик без участия людей снят, нейросетью, представляешь, ма». Но как это сделать? Как сделать так, чтобы правила театра не доставляли ребенку дискомфорт, да и вообще, сколько их, этих правил? Я вам все расскажу.
Шаг 1.
Проведите с ребенком беседу, что такое театр и почему там важно соблюдение этикета. Часто и сами родители не знают ответа на данный вопрос. Говорят ребенку просто: «Так принято!». Но ответ на самом деле прост- большая часть театральных правил нужна для комфорта играющих вживую актеров. Все эти правила с запретом ходить, есть, сидеть в телефоне. Расскажите ребенку, что он увидит не просто записанную заранее картинку, как в кино, а как люди реально перевоплощаются в других людей, что им это очень непросто дается, они очень волнуются и они делают это не тридцать минут или час, как мероприятие в школе, а по два, по три, бывает по пять часов на сцене. А репетируют сотни часов! Это тяжелый труд и чтобы не помешать им, чтобы помочь им, чтобы поддержать их, проявить к ним уважение и не заставлять их волноваться - мы будем красивыми, тихими и будем соблюдать все правила. Они тогда сыграют намного лучше и будут нам очень благодарны. Расскажите ребенку, что каждый спектакль на самом деле уникальный, что каждый спектакль на самом деле играется один раз в истории, хотя может идти в театре каждый день на протяжении многих лет. Так как все происходит вживую, многие люди даже ходят на один и тот же спектакль много раз, чтобы разглядеть маленькие различия. Расскажите, что из-за того, что каждый показ спектакля уникальный, люди относятся именно к этому показу, как к большому празднику, поэтому красиво одеваются и в тишине смотрят на сцену. Дети любят такую торжественность, эта информация будет для них необычной и завораживающей. Обязательно расскажите её. Потому что контроля ради контроля никто не любит, правила хочется нарушать. А тут взгляд с другого ракурса. Даже можете рассказать, что бабушки-контролерши, на самом деле, выполняют важную миссию, как стражники и рыцари охраняют душевный комфорт актеров. Их, кстати, красиво называют капельдинерами.
Шаг 2.
Продумайте, как вы оденете ребенка в театр. Сейчас уже не те времена, когда вас не пустят в театр без пиджака и бабочки, хотя были ли те времена? Посмотрите хронику СССР, там люди в театре часто в обычной повседневной одежде, в свитерах, фраков нет. Но лучше соблюдать определенный дресс-код и приучать к нему ребенка, чтобы он сам торжественно воспринимал такие походы, привыкал к красивой нарядной одежде и создавал своим видом праздничную атмосферу. Ведь нужно помнить, что обязательная школьная форма сейчас делает детям и их родителям медвежью услугу и после 11 лет в холодном, неудобном, одинаковом, сером и давящем школьном тюремном костюме дети во взрослой жизни и на километр не подойдут к серьезному деловому костюму. Будут носить только бесформенную мешковину назло Марье Ивановне, которая орала на них, что в мае даже в 30 градусов в футболке нельзя, у нас форма. Походами в театр в праздничном нарядном виде можно перебить эту эмоциональную «травму». Можно приобрести ребенку специальный комплект одежды «для театра». Красивое платье и туфли - девочке. А мальчику - брюки, пиджак, рубашку. Конечно, сейчас в театр достаточно не приходить в шортах, спортивных штанах, в рваных джинсах, цветастых футболках и кроссовках и нарядные люди скорее исключение, но старайтесь приучать ребенка к красивым нарядам, ведь школа не приучит, и подавайте ему пример. Хорошо работает, если вы купите для актеров цветы и ваш красивый ребенок в красивом платье или костюмчике подойдет с ними к известному артисту и подарит. Для ребенка это будет суперсобытие! Он сам с удовольствием будет наряжаться для такого. Не забудьте сдать верхнюю одежду в гардероб. Продумайте момент, чтобы ребенку не было в театре холодно, заранее. А холодно бывает, особенно зимой, когда большой зал не успевает прогреться. Не тащите куртку в зал. Это нарушение театрального этикета. «Театр начинается с вешалки!» Константин Сергеевич Станиславский!
Шаг 3.
Накормите ребенка и пусть он выспится дома. Негласное правило театрального этикета- приходить на спектакль в меру сытым и бодрым. Ни в коем случае не везите голодного и сонного ребенка в театр. И переевшего тоже. И не надейтесь на буфет. Там обычно легкие дорогие закуски. Сытому ребенку не захочется есть во время спектакля, а голод может стать большой проблемой. На голодный желудок даже самый интересный спектакль будет перебиваться мыслями о картошечке фри. Не подкармливайте ребенка во время спектакля. Любой чавк слышен по всему залу. Хотя я часто вижу и слышу, как бабушки-зрительницы за десять рядов от меня, делают квесты с карамелькой в шуршащей обертке посреди «Быть или не быть...», но не берите пример с их хулиганства. Про сон те же правила. Спектакль - дело долгое. В тишине и темноте зала легко заснуть. Кстати, не зевайте при ребенке в театре или делайте это очень незаметно. Ваши зевки повлияют на то, как он оценит спектакль, даже если вы скажете, что вам все понравилось.
Шаг 4.
Приезжайте вовремя. Лучше за 30 минут до начала спектакля, чтобы спокойно сдать в гардероб верхнюю одежду, сходить в туалет, легонько перкусить в буфете , прогуляться по театру и пофоткаться. Театр- лучшее место, чтобы обучать ребенка пунктуальности, да и себя тоже. Ведь если вы приедете за пять минут до начала, то испытаете с ребенком на себе десятки недовольных взглядов контролерш, не успеете пофоткаться, ребенок не попробует бутик с икрой из буфета и будет хотеть писать, если вас вообще пустят в зал. А народный артист еще и недовольно просверлит вас своим взглядом со сцены, пока вы прорвавшись через кордон, будете убегать от бабушки, спотыкаясь и прижимаясь к недовольным соседям по ряду. Вот так и становится театр страшным местом! Садитесь на свои места заранее. Это сделано для того, чтобы удачно начать спектакль и не сбить актеров и зрителей с первых минут. Очень тяжело включиться в действие, когда в зале тишина, занавес поднялся, актеры уже стараются создать атмосферу того мира, который они передают зрителям, а тут взрослые тетьки и дядьки бегают между рядами с билетами. Когда идете между рядами к своему месту - поворачивайтесь к сидящим на своих местах передом, а не задом. Причина этого правила театрального этикета проста- ваша попа выпирает и у вас нет глаз на затылке. И если вы идете лицом к сидящему, то шансы уткнуться в сидящего близки к нулю, а если задом, то 50 на 50, что лицо сидящего окажется в вашей «подушке безопасности». Попа ребенка пока из-за роста не дотянет, но дети быстро растут и нужно рассказать им про попу и отсутствие глаз на затылке как можно раньше.
Шаг 5.
Зашли в театр - отключите звук на телефоне. Те, кто часто посещают театры, знают, что практически на каждом спектакле у кого-то зазвонит телефон. И это очень мешает, сбивает зрителей, а главное - актеров. Лучше отключите его, как только переступили порог, а не после специального уведомления перед спектаклем. Во время уведомления лучше просто проверить. Ставьте ночной режим и отключите звук. Да, лучше сразу все. Часто бывает, что люди не специально забывают это сделать, а вроде отключают звук, но не до конца. Или им звонит абонент из избранного, на котором стоит звонок даже в режиме без звука. У ребенка телефон лучше вообще забрать. Детям сейчас без телефона сложно, им то сообщение прийдет, то поснимать или сфоткать что-нибудь захочется. Но нужно объяснить, что это сбивает актеров и других зрителей. Актеры хотят, чтобы мы не отрывали от них глаз, даже на секунду. Убирайте подсветку на минимум. Подсветка вашего экрана хорошо видна не только соседям по ряду, но и задним рядам и балкону. А людям с биноклями так вообще. В лучшем случае ваша тайная переписка в ватсапе станет известна минимум десяти людям вокруг вас, в худшем - получите лучом указки прямо в глаз, а то и множеством лучей с разных концов зала. Если у ребенка паника без телефона - возьмите ему в гардеробе театральный бинокль. Кстати, бинокль можно купить свой в любом интернет-магазине. Так и называется «театральный бинокль». Он будет чистым и даже с большим увеличением. Бинокль- отличная альтернатива, если руки так и тянутся к телефону. Дети любят подзорные трубы и бинокли. Но с биноклем в театральном этикете есть одно но! Нельзя рассматривать других зрителей, особенно поворачиваться спиной к сцене и глядеть на балкон или ложи. Объясните ребенку, что театральный бинокль нужно направлять на сцену, а подсматривать за другими нужно незаметно и театральный бинокль - худшее, что можно использовать для этого не менее интересного, чем спектакль, занятия.
Шаг 6.
Когда спектакль закончен - не спешите уходить. Поаплодируйте, подождите поклонов, их бывает несколько. На грандиозных спектаклях вообще бывает, что зал не отпускает актеров. Не бегите сразу за куртками, чтобы занять очередь в гардероб. Спектакль еще не закончен. Поклон и аплодисменты- одна из самых важных частей в нем. Это момент выражения благодарности актерам за их работу. Актеры обожают поклоны, актеры обожают аплодисменты. Они старались для вас, отдавали себя. Чтобы ребенок с пользой провел это время и получил крутое впечатление, купите ему цветы и пусть он подарит их полюбившемуся актеру. От «спасибо» , взгляда и улыбки дяди или тети, которая еще 5 минут назад тут такое делала в костюме, да еще и если это известный дядя или тетя - ребенок получит огромное впечатление на всю жизнь. Забудьте вы о куртках хоть на секунду. Насладитесь моментом, расслабьтесь. В театрах очередь быстрее чем в ашанах. Также, невежливо уходить до того, как спектакль закончится. Досидите с детьми до конца.
Шаг 7.
Если спектакль «плохой» и «скучный» и хочется уйти - все равно постарайтесь потерпеть, хотя бы ради того, чтобы в будущем для ребенка это не вошло в норму. Хотя бы один актер/персонаж да понравится, вот ради него досидите. Ради его работы. Ему пусть ребенок подарит цветы. Не делайте поспешных выводов и посмотрите спектакль по такой же пьесе в другом театре или сходите на другие спектакли в этом театре. Можете получить крайне позитивные впечатления. Приучайте ребенка к конструктивным обсуждениям. Не нужно говорить после спектакля «плохо», «скучно» или словечки пожестче. Постарайтесь рассудительно обсудить с ребенком увиденное и глубоко заглянуть в суть вещей. Пусть учится рассуждать и выражать свои мысли и чувства как интеллигент и дворянин, все таки в театр ходит. А односложные эмоциональные слова и выражения пусть останутся для батраков.
В театр ходить не сложно. Правила в театре не тоталитарны и не опасны. Их можно выполнять даже получая некое удовольствие от порядка и их продуманности и уместности. И даже ребенок может понять их и принять, ради солидарности со сложным актерским действием людей на сцене. Дети уважают такую работу, поэтому любят цирк или фокусы, но там видны спецэффекты, а что даже самая, с виду, простая эмоция на сцене - это целый спецэффект, даже более сложный, чем прыжок тигра через горящий обруч, это мало кто объяснит. И ради комфорта актеров потерпеть, досмотреть и все делать вовремя и тихо - ребенок сможет, ребенок поймет и ребенок безумно полюбит театр. Особенно, если вы не промахнетесь с выбором спектаклей. Обязательно расскажите ребенку эти правила театра, эти правила театрального этикета, можете даже выдать мои слова за свои собственные мысли. Только бы они ходили и не игнорировали эту замечательную область искусства.