Три причины заниматься актерским мастерством танцорам-детям! Достигаем совершенства в танцах!
Я уже не первый раз даю мастер-классы по актерскому мастерству не просто детям, которые хотят заниматься актерским мастерством, а детям, которые профессионально занимаются танцами. Именно танцорам, а не актерам и театралам . У танцоров-детей и у их хореографов есть потребность в том, чтобы танец был поставлен на высшем уровне, идеально, с использованием всех возможных и полезных инструментов. Актерское мастерство, в данном случае, является одним из таких инструментов, который позволяет привнести в танец эмоциональное проживание, как во время спектакля. И этот инструмент нужно обязательно использовать, если вы хотите добиться в танцах совершенства.
Исходя из недавних мастер-классов, которые я давала в крымской танцевальной студии Art Vision (кстати, я несколько раз в год стараюсь проводить мероприятия в Крыму, живете там -приходите), а также своего двухлетнего опыта преподавания в нескольких балетных школах Москвы, я составила список из трех самых важных причин, зачем нужно заниматься актерским мастерством танцорам-детям, берите на вооружение!
Первая причина.
Правильное проживание танца. Дети получают навык не просто изображать танец физически и показывать какие-то эмоции, а именно правильно проживать его. Именно навыки актерского мастерства развивают в танцорах искреннее проживание, а не гримастичество.
Мы можем вспомнить многих танцоров, которые прекрасно двигаются, но на их лице мимика изображает на грусть - бровки в кучку,на радость- натянутую в напряжении улыбку, а на удивление - выпученные глаза и просто открытый широко рот. Это может испортить впечатление от танца, особенно если сидишь в первых рядах или зритель является не только частым посетителем балета и других танцевальных мероприятий, но и театра и кино. А у любителей театра и кино вырабатывается фильтр на плохую актерскую игру, они не могут профессионально объяснить почему она плохая, но они чувствуют и видят какую-то лажу. Так как кино сейчас смотрят 99% людей, а лицо танцора тоже является важным и интересным для созерцания элементом тела танцора, то нужно латать все дыры в броне. Не давать зрителю ни единого шанса усомниться в профессионализме танцора. Чтобы было впечатления не «Как классно танцует, но лицо такое смешное, ну да, это же танцор, а не актер...», а «Как классно танцует! Прямо живет этим, улетает куда-то в другую вселенную!». И инструментом для этого «вау!» является как раз актерское мастерство. Когда пластическая одаренность сочетается с искренней актерской игрой танцора на сцене - зритель очаровывается и сопереживает истории.
Вторая причина.
Развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект и эмоциональная грамотность - базовая способность понимать свои эмоции и управлять ими. В танце необходимо уметь управлять и понимать свои эмоции, так как танцор работает в режиме многозадачности (нужно слышать музыку, идти по хореографическому рисунку, работать с партнером, подчинять тело и далее), активируются все процессы организма и важно в нужный момент еще и выдавать необходимую эмоцию, продолжая танцевать. Чтобы эмоции не руководили танцором,а танцор управлял эмоциями. Актерское мастерство как раз делает акцент на изучение собственного эмоционального интеллекта танцора и помогает ему раскрыть, понять и контролировать свои эмоции, а также управлять ими в нужном танцору русле.
Третья причина.
Избавление от психофизических зажимов. Во время занятий актерским мастерством и через использование упражнений из этой дисциплины, танцоры-дети порабатывают свои психофизические зажимы и избавляются от них, что помогает им лучше понимать свое тело и управлять им. Тело хранит наши психические зажимы, стрессы и страхи. И для того, чтобы танцору свободно и гармонично двигаться и физически быть свободным, можно использовать актерские техники и упражнения. Они имеют для танцоров такую же высокую эффективность, как и для актеров играющих на сцене или перед камерой.
Вот две реальные ситуации, где в постановке танца понадобилась помощь преподавателя по актерскому мастерству.
Первый кейс.
Ко мне обратился хореограф, нужна была помощь в выборе танцора-ребенка, который мог бы лучше всего сыграть определенную ситуацию в танце. Концепция танца была такова: все герои пишут и отправляют письма, всем приходит ответ и все радуются этому, кроме одного человека, которому приходит похоронка. И этот приход похоронки нужно было сыграть танцору. Не самая простая задача для ребенка 8+.
Мы сделали с детьми, которых было 23 человека, ряд актерских упражнений. Как мы действовали:
Мы представили, что пишем письма бабушкам, родным, друзьям и даже собаке. Обговорили с каждым, что он или она пишет, кому пишет, какого ответа ожидает. Все были в ожидании радостного ответа. Дети даже не подозревали, что в ответ на их письма им придет уведомление, что получившего уже нет в живых. Когда мы закончили визуализацию и проживание этой ситуации, я попросила всех попытаться представить, что вместо радостного ответа им пришла новость, что с человеком или животным, которому они отправляли письмо, случилось что-то нехорошее, он умер или погиб. Прожив это все вместе и понаблюдав за детьми, кто как реагирует, мы перешли к следующему упражнению.
Я поделила детей на две группы.Одни были зрителями, которым нужно было отгадать, у кого из второй группы письмо не пришло. Вторые- отправляющие письмо, один из которых получал похоронку. Все дети закрывали глаза и я тихо касалась того ребенка, которому приходила похоронка, чтобы другие изначально не знали кому она пришла. Дети открывали глаза и мы проигрывали ситуацию снова и снова, пока все дети не попробовали сыграть человека, получающего грустную новость. В этом процессе мы обсуждали и оценивали, как эта ситуация реалистичнее смотрится со стороны, у кого лучше какие моменты получаются, а какие элементы проживания смотрятся не очень хорошо. Лучше смотрятся открытое яркое выражение эмоции или когда пытаешься ее сдержать.
Конечно, таким элементам танца нужно выделять отдельное время и много над ними работать, потому что в данном кейсе роль получающего грустное письмо досталось тому, у кого это изначально лучше всего получалась в рамках мероприятия мастер-класса, а не в результате долгой отдельной работы над этим элементом и актерским мастерством вообще. Поэтому танцору важно постоянно заниматься актерским мастерством, чтобы быть готовым играть всяческие ситуации и , конечно, проходить на эти роли, потому что получать их будут только те, кому изначально повезет лучше всех сыграть требуемую задачу, на фоне остальных.
Второй кейс.
Хореограф ставила очень талантливый танец про человеческий страх, как страх ведет человека. Мы с детьми проработали все наши эмоции через различные актерские упражнения и отдельно остановились на страхах, проговорили свои личные страхи, получилось как психологическая консультация. Этот личный опыт ребёнка нужно было направить в нужном направлении и использовать в танце, проживая его во время действия. А с детьми, у которых не получалось психологически играть страх, мы работали по системе Михаила Чехова и шли от внешнего к внутреннему, работая с пластикой и поведением физического тела. В итоге, все дети справились и достойно сыграли страх во время танца, используя для подготовки актерские упражнения.
Как мы видим, в постановке танцев часто возникают ситуации, когда танцору необходимо сыграть какие-то эмоции, прожить ситуацию и реалистично показать свои чувства. Если танцору не заниматься актерским мастерством, то как минимум в каких-то ситуациях на яркие сюжетные события в танце будут выбирать всегда не его, а как максимум - он не сможет достигнуть в своем ремесле совершенства, все будет идеально - пластика, тело, экспрессия, яркость, но лицо «смешное» или «символичное», изображающее страх, радость, грусть, но не чувствующее его тело и душа. Поэтому актерское мастерство должно быть обязательным элементом в подготовке профессионального и гениального танцора-ребенка. Да, дополнительным, не основным, основным всегда в этом деле будут сами танцы, но обязательным и необходимым с самых ранних лет. Нельзя эту область списывать и пускать на самотек, «сами как-нибудь там что-нибудь сыграют». Обязательно отдавайте танцора-ребенка на актерское мастерство, ему очень пригодятся все существующие актерские упражнения для развития своего ремесла и даже опыт игры в обычном, без танцев, драматическом спектакле, не будет лишним, он только укрепит уверенность танцора-ребенка в работе для зрителя и увеличит его харизму.