Category:

5 способов научить ребенка доброте не в теории, а на практике. + Бонус. Доброта через театр.

С детства детям рассказывают, что нужно быть добрыми. Делает это, обычно, злая учительница или мама, у которой часто бывает «злое» настроение. Что такое «добро», в чем оно выражается и зачем его вообще делать, ребенок не до конца понимает, так как рассказы о добре ограничиваются теорией и фразами «так надо» и «так принято». А когда ребенок сталкивается с реальным конкурентным миром и лицемерием некоторых людей, которые говорят одно, а делают другое, то понятие «добро» вообще начинает подвергаться у ребенка сомнению. Даже просматривая голливудские фильмы, где всегда побеждает добро, человек часто начинает сопереживать злодею, он кажется более понятным, привлекательным и с ясными целями, в отличие от героя.

Перед новым годом мы ставили спектакль "Письмо крысят Деду Морозу" на тему добра и помощи нуждающимся. О нем мы сможете прочитать в конце статьи. Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Перед новым годом мы ставили спектакль "Письмо крысят Деду Морозу" на тему добра и помощи нуждающимся. О нем мы сможете прочитать в конце статьи. Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.

Всем нам хочется воспитать успешных детей, но никому не хочется воспитать пессимистов или разочарованных людей, а все злодеи, в том числе в кино, разочарованные миром люди. Ведь как обидно будет, если ваш ребенок все детство проходит по различным кружкам, получит хорошее образование, заведет семью, а к 50 годам, а бывает и раньше, обнаружит себя в рабочее время у монитора компьютера, пишущим токсичные комментарии под всеми подряд новостями, полные злости, желчи, боли и разочарования. Станет хамоватым критиканом с потухшими глазами. А таких людей- миллионы. Они вокруг нас.

Чтобы этого не произошло, ребенка с ранних лет нужно обучать доброте на практике. Чтобы он с ранних лет понял, что может весь мир он и не спасет, но его добрые действия оказывают позитивное влияние на других людей и на мир вокруг. Как это можно делать, ведь просмотра фильмов и чтения книг явно недостаточно?

Я расскажу вам о маленьких шажках, которые вы можете сделать на пути к тому, чтобы ваш ребенок в будущем стал добрым человеком.

Шаг №1 . Работаем над внешними проявлениями доброты и коммуникацией. Я живу в большом высоком доме, где взрослых людей, которых ты регулярно видишь на протяжении уже многих лет, почему-то в детстве не научили здороваться. Я заметила интересную вещь. Дети, у которых родители здороваются с соседями, тоже здороваются с тобой, даже когда сами без родителей ездят в лифте. И даже если ребенок грустный напряженный весь в себе подросток. Если родитель молча, как существо с удаленным инопланетянами мозгом, смотрит на тебя уже тысячный раз, после твоего «здравствуйте» или бубнит «здрст» с задержкой в пару десятков секунд, то и его ребенок будет просто не замечать тебя в лифте. А теперь вопрос, какого ребенка работодатель возьмет на хорошую работу в будущем? А какой будет вынужден бегать по курсам развития коммуникабельности и нетворкинга? Ведь даже просто поздороваться и улыбнуться человеку - это уже добро, это поднимает ему настроение и это проявление внимания. Поэтому, учим ребенка здороваться со всеми, улыбаться, может даже заводить беседу, обязательно отвечать на «здравствуйте», смотреть собеседнику в глаза, а не мимо во время коммуникации. Если сами не умеете - учитесь ради детей, ведь личный пример - самый лучший способ научить ребёнка доброте. Все идёт из семьи, покажите своим примером, как вы добры к пожилым родителям, соседям, друзьям и особенно к незнакомым людям.

Когда не поздоровался со знакомым человеком.
Когда не поздоровался со знакомым человеком.

Шаг №2. Работаем над терпением, толерантностью и добротой к окружающему миру. Отношение к уборке мусора- отличный показатель внутреннего мира человека. Уборка мусора- отличный способ воспитания доброты. Если вы бросаете на улице перед ребенком бумажку со словами: «Таджик уберет!», «Мэрия уберет!», «Я за это налоги плачу, чтоб они за мной убирали!», то и у ребенка будет негативное восприятие как некоторых национальностей и профессий, как «низших», так и мира вокруг, так как он довольно мусорный и грязненький. Вместо жалоб «как грязно», причитаний «они должны тут убирать» и откровенного вредительства «я имею право мусорить где-хочу», выходите с ребенком убирать лес, парк, двор у дома. Чтобы он почувствовал, как тяжело это ползать на корточках собирать бычки от взрослых теть и дядь, а легко ведь было все это бросать. И увидел в конце уборки реальный результат от своего доброго действия. Как задышал лес, как он преобразился от чистоты, как красив стал двор. Моя мама служит для меня огромным примером, когда мы приезжаем в лес, она первым делом собирает мусор невоспитанных туристов и так всегда, где-бы она не жила и не была, причем эта уборка не формальная, почистить место, где мы будем отдыхать, а такая, что может затянуться на долго. Уборку мусора можно назвать познавательным философским процессом. Конечно потом и лес и двор скорее всего обратно загадят, но мы вернемся снова и поможем природе, мы не такие равнодушные. Мы новые люди и нас станет все больше и больше. Рассказывайте и объясняйте ребенку во время уборки зачем это все делается и почему люди мусорят. Также используйте малые формы - научите ребёнка убирать за собой поднос после еды в фут- корте, объяснив, что так вы делаете добро следующему посетителю, которому не придется за вами убирать ваши остатки пищи.

Убирайте со своим ребенком природные места. Так вы вырастите в его глазах.
Убирайте со своим ребенком природные места. Так вы вырастите в его глазах.
Убирать мусор можно не только по первомайским субботникам.
Убирать мусор можно не только по первомайским субботникам.

Шаг №3. Спасаем жизни своими добрыми действиями. Возникнет момент, когда вашему ребенку захочется завести кота или собачку. Так вот, вместо того, чтобы платить деньги за какую-то особую породу - возьмите животное из приюта. Поверьте, животное вам будет очень благодарно, вы спасете ему жизнь, и оно окажется даже более интеллектуально-развитым и преданным, чем породистое животное с притупленными чувствами. На ребенка такой поступок окажет огромное влияние. А если нет возможности взять домой, не проходите мимо брошенных на улице животных, угостите их едой и отнесите их вместе с ребенком в приют.

На западе есть даже специальная программа для детей, когда они приходят в приют для кошек и читают им детские книжки.
На западе есть даже специальная программа для детей, когда они приходят в приют для кошек и читают им детские книжки.

Шаг №4. Помогаем нуждающимся чем можем. Отличным действием по воспитанию у ребенка добрых качеств будет научить его делиться своими ненужными вещами с нуждающимися. Чтобы его старые вещи, из которых он вырос, и игрушки, которыми он больше не играет, не валялись на даче в шкафу и не выбрасывались на помойку , а относились в специальные пункты приема для нуждающихся, интернаты, для кого-то религиозные учреждения. Покажите ребенку такую возможность, согласуйте с ним свои действия и сделайте это вместе с ним. Не надо насильно забирать у него любимого медвежонка. Ребёнку нужно знать, что в мире бывает разное и что можно помогать другим. Ценить то , что есть у тебя и понимать что для кого-то ваша старая куртка будет большим подарком к зиме!

Сейчас существует огромное количество способов поделиться с нуждающимися своими вещами. Не нужно сразу нести ненужное на помойку.
Сейчас существует огромное количество способов поделиться с нуждающимися своими вещами. Не нужно сразу нести ненужное на помойку.
Погуглите с ребенком способы и выберете, какой подходит именно вам.
Погуглите с ребенком способы и выберете, какой подходит именно вам.

Шаг №5. Защищаем слабых и находим настоящих друзей. Самый важный пункт. Сейчас появилось модное слово «буллинг», которое обсуждают чуть-ли не на государственном уровне, хотя это явление было всегда. И даже не смотря на огромное кол-во фильмов, книг и комиксов, где «изгой-ребенок» оказывается самым умным, успешным и лучшим, на которых воспитывается уже не одно поколение, ситуация с детьми-изгоями и издевательствами не меняется в лучшую сторону. Чаще всего дети оказываются в категории зрителей и следуют стадному инстинкту, устраивая травлю не угодившему чем-то ровеснику. Чтобы ребенок взрослел и был ответственным за свои действия, общайтесь с ним на эту тему, узнавайте, а кто у него в классе или в группе «не такой», кого обижают и предлагайте ребенку установить с ним контакт, защищать, не давать в обиду, не участвовать в травле. Если ребенок будет отнекиваться и говорить: «Ну ты че, мам! Я потеряю друзей! Потеряю авторитет! Меня же затравят!» - это тревожный звоночек для вашего ребенка, его будущей личности. Это значит, что стадный инстинкт может затащить его в неприятные компании и ситуации, он манипулируем. Чтобы он не был внушаемым, манипулируемым - включайте у него голову, пусть с ранних лет проявляет волю, характер и большое сердце и учится вставать на защиту других людей и вообще узнавать людей и разбираться в них не только по слухам, сплетням и оскорблениям от чужих. Это работа тяжелая, но стоит того.

Обязательно интересуйтесь у своего ребенка, кого из детей не принимают в их коллективе и направляйте процесс, чтобы ваш ребенок помогал этому ребенку.
Обязательно интересуйтесь у своего ребенка, кого из детей не принимают в их коллективе и направляйте процесс, чтобы ваш ребенок помогал этому ребенку.
Ведь "буллинг" настоящая чума в жизни детей. Кому-то от этого весело, а кому-то это портит детство.
Ведь "буллинг" настоящая чума в жизни детей. Кому-то от этого весело, а кому-то это портит детство.
По статистике, большая часть взрослых жалеют о том, что травили своих сверстников в детстве или не вступались за жертву. И если бы у них был шанс, они бы изменили свое поведение.
По статистике, большая часть взрослых жалеют о том, что травили своих сверстников в детстве или не вступались за жертву. И если бы у них был шанс, они бы изменили свое поведение.
Никакие "партсобрания" родителей в школе и лекции преподавателей, которые сейчас модно стало проводить и в наших школах, не решат данной проблемы. Только если конкретно вы, конкретно своего ребенка будете направлять по пути защиты жертв буллинга.
Никакие "партсобрания" родителей в школе и лекции преподавателей, которые сейчас модно стало проводить и в наших школах, не решат данной проблемы. Только если конкретно вы, конкретно своего ребенка будете направлять по пути защиты жертв буллинга.


Доброта через театр.

Обучение доброте через театр - один из эффективнейших способов познания этого качества, если ребенок посещает театральную студию. Я, как преподаватель актерского мастерства, люблю эту методику и стараюсь ставить отдельные спектакли на тему добра. Ведь в них мы вместе с детьми моделируем ситуации, где происходят какие-то проблемные ситуации, которые при помощи определенных «добрых» решений героев разрешаются. 

Так, в конце 2019 года, я поставила свой первый авторский новогодний спектакль, сценарий которого был написан специально для меня, про «Год крысы». Как бедные крысята, не смотря на то, что люди вокруг отмечают праздник «Год крысы» и украшают их картинками дома и подарки, мерзнут на улице и копаются в помойке в поисках скудного обеда. Вместе с детьми 4-6 лет мы за 4 репетиции поставили спектакль, сделали декорации, а главное поговорили о проблеме бедных крысят. 

Пока люди со своими котами отмечают в теплых домиках "Год крысы", сами крысята мерзнут на улице. "Письмо крысят Деду Морозу".  Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Пока люди со своими котами отмечают в теплых домиках "Год крысы", сами крысята мерзнут на улице. "Письмо крысят Деду Морозу". Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.

Одни детки оказались на их месте, сыграв их, другие сравнили свои чувства до/после, когда играли людей, которые сначала отвергают крысят, а потом, при помощи Деда Мороза, принимают их, дарят им подарки, кормят, греют. Второе детям оказалось приятнее. Тут подействовал метод моделирования ситуации, ее проживания, дети оказались в чужой шкуре и посмотрели со стороны на свои действия и жизненные обстоятельства, что подарило им жизненный опыт и прибавило уровня и понимания такого явления как доброта. 

Крысята ищут остатки новогодней пищи. "Письмо крысят Деду Морозу". Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Крысята ищут остатки новогодней пищи. "Письмо крысят Деду Морозу". Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Довольных крысят согрели и накормили сыром. "Письмо крысят Деду Морозу". Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Довольных крысят согрели и накормили сыром. "Письмо крысят Деду Морозу". Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.

Театр вообще воспитывает в ребенке чувство сопереживания. Актерское мастерство развивает в ребенке способность лучше понимать других, становиться на их место, быть более чутким, внимательным к себе и другим. Ведь как частно, когда мы вырастаем, нам всем не хватает навыка слышать себя и других, чувствовать и понимать близких людей! Так что если вы хотите развить в ребенке человеческие качества, такие как доброту, то театральная студия - это отличное место для этого.

Лозунг нового десятилетия. "Письмо крысят Деду Морозу".  Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.
Лозунг нового десятилетия. "Письмо крысят Деду Морозу". Режиссер - Мария Подковырова. Сценарист - Олег Масалов. Театральная студия Джем. 2019.

Как я уже писала ранее и повторю еще- самый лучший способ научить ребёнка - это быть для него примером. Все идёт из семьи, покажите своим примером как вы добры к пожилым родителям, соседям, друзьям и незнакомым людям! Если ваш ребенок вырастет добрым человеком - он будет счастливым, будет видеть добро в мире, будет верить в добро и никогда не разочаруется в мире, а это самое страшное, что может случиться с человеком в любой период жизни. Превращение в злого, обидчивого, разочарованного, грубого старика или старуху, перечеркивает все прошлые жизненные достижения. Учите своих детей добру!

А как вы учите детей добру? Или как вас ему учили? Поделитесь позитивным и продуктивным опытом!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic