Занятия актерским мастерством для детей онлайн. Плюсы и минусы. Опыт после сотен часов занятий.
Онлайн-работа, онлайн-уроки, онлайн-преподаватели, онлайн-жизнь и даже онлайн-день рождения и онлайн-выпускной. Еще пару месяцев назад онлайн воспринимался как что-то плохое и некачественное, за исключением отдельных сфер, как, например, онлайн-уроки английского или вебинары или другие отдельные сферы, где он действительно работал уже многие годы. Все равно люди предпочитали живые переговоры и встречи, а об онлайн-уроках йоги или онлайн-уроках актерского мастерства для детей, сферы, где я уже многие годы работаю живьем, вообще никто не думал. У меня, например, всегда было достаточно подписчиков из других городов России и СНГ, которые следили за моей деятельностью, писали, лайкали и хотели бы попасть на мои занятия, если бы жили в Москве. Обычно спрашивали, не собираюсь ли я на мастер-класс к ним когда-нибудь. И ни у меня, ни у них не возникало даже мысли позаниматься актерским мастерством через скайп или зум. Да еще и с маленьким ребенком! Как о таком можно было даже подумать? Это же актерское мастерство! Нужна площадка, живое присутствие, а не сидеть перед экраном, тем более активному и артистичному ребенку. Этот период показал, что все возможно! Ничего, нормально, и актерским мастерством с детьми можно заниматься через интернет. Поэтому, когда размышляют о том, как нас изменил период эпидемии, то можно констатировать, что люди по-новому научились использовать интернет, его функции, которые уже давно существовали и были давно созданы, например, для видео-общения, но которыми мы, в силу каких-то стереотипов, заморочек, привычек, просто не пользовались.
В итоге, за эти месяцы, я провела несколько сотен часов онлайн-занятий, часто работая онлайн по 10 часов эфира в день. И я решила написать для вас плюсы и минусы онлайн-занятий актерским мастерством с детьми. 5 плюсов и 5 минусов актерского мастерства для детей онлайн! Сначала минусы!
Минус 1. Меньше возможностей заниматься движением, пластикой и мизансценами. Это самый большой минус онлайн-занятий актерским мастерством. Актерское мастерство предполагает движение, существование актера в пространстве, пластику, мизансцены, взаимодействие с другими актерами. С одним актером еще можно проработать нюансы существования, например, для монолога, как он будет двигаться и взаимодействовать с пространством, но если актера уже два, то через конференцию вы никогда не поставите сцену, например, как первый актер стоит и ждет автобус, а второй подкрадывается к нему со спины и пугает первого, либо крадет у него шапку и убегает. Это жирный минус! Ждём развития VR шлемов, 3D пространств и датчиков тела, чтоб их не только в анимации и компьютерных играх использовали, а в каждом доме. Это нам поможет.
Минус 2. Ограничивает возможности в репетициях живых спектаклей, предполагающих взаимодействие в пространстве с большим количеством актеров. Второй минус вытекает из первого. Если пространство ограничено квадратиком экрана и площадью перед компьютерами, то это исключает классические форматы спектаклей. Думаю, что во время эпидемии над «классиками» хитро хихикают всяческие перформеры, авангардисты и представители современного искусства. Они то давно и онлайн-спектакли делают, и спектакли по скайпу и прочие эксперименты. Как бы не смеялись и не не понимали в спокойные времена над всевозможными современными неформатными творцами, но часто они оказываются правы и раньше всех начинают использовать разработки, которые потом всем оказываются нужны. Будем изучать, будем придумывать новые форматы.
Минус 3. Плохое качество связи. Не смотря на то, что мы живем в эпоху интернета, все равно проблемы связи из нашей жизни никуда не ушли. Хотя я заметила, что в моем доме, после произошедших событий, связь стала лучше. Меньше глюков, меньше отключений, видимо усилили сигналы. Но если вы с ребенком уехали на дачу, то могут быть проблемы, а на дачу то надо уезжать в такие времена, если она есть. Но там, помимо природы вас ждут пиксели вместо видео, обрывы, не везде ловит интернет. Это может портить занятия, мешать, расстраивать и сжигать время уроков. Для того, чтобы преодолеть технические проблемы - читайте мою статью «Как подготовить ребенка к онлайн-занятиям». Там дан чёткий алгоритм, как правильно проверять связь, делать запасное интернет-соединение да и вообще разбираться с техническими проблемами.
Минус 4. Усталость от компьютера у детей. Актерское мастерство для детей - очень активная деятельность. Упражнения разгоняют кровь, работа на сцене провоцирует выплеск адреналина, тело разминается, энергия бьёт ключом. Детям, конечно, тяжело столько сидеть за компьютером, особенно во времена школы и уроков, которые тоже нужно делать онлайн. Если раньше спортивные занятие, танцы, актерское мастерство были разрядкой для ребенка после школы, то сейчас актерское мастерство попало в одну категорию «сидения» вместе со школой, а в конкуренцию с ним вступили обыкновенные прогулки на улице, и то, на полулегальном положении.
Минус 5. Отсутствует атмосфера классического театра. При онлайне отсутствует привычная атмосфера классического театра. Даже если у театральной студии нет классической высокой сцены или амфитеатра, то все равно область действия можно сделать в любой части комнаты, у стены, либо забрать под это часть пола, либо поставить стулья кругом и получится амфитеатр, откроется магическое, манящее, священное место - сцена! Атмосфера театра, атмосфера спектакля, действует на детей как магнит. К сожалению, в онлайне мы вынуждены работать только в интерфейсе программы и на квадратиках наших квартир. Конечно, тут опять слышен хитрый смех современных театралов, некоторые из которых говорят, что театр, как здание, и театр, как сцена, изжили себя и их вообще нужно все закрыть, чтобы театр актуально отражал современность, а не был шоу и музеем, был на улице, в некомфортный условиях и непривычных местах. Но пока наше восприятие театра, в том числе то, что мы передаем детям - это классика - сцена, зал, занавес, декорации. И конечно, это нужно расширять и выходить за рамки привычных форматов.
А теперь плюсы!
Плюс 1. Больше времени для более тонкой работы над персонажами. Если раньше много внимания уделялось движениям, мизансценам и все смешивалось в огромном потоке ярких сцен и картинок, нюансы терялись на общем фоне, то теперь не забалуешь. У тебя камера и метр перед ней и ты должен стать своим персонажем. Дети, которые раньше занимались только вживую, прочувствовали то, что я им всегда пытаюсь донести, нужно каждую секунду быть своим персонажем, важна каждая деталь, каждый жест, мимика, то, как произносятся отдельные слова, через что они проживаются, не отпуская это состояние ни на секунду. Оказавшись в условиях ограничений, детям более явно стали видны провалы и недоработки в их работе над ролями. Итог: онлайн отлично подходит для работы над нюансами, проживанием, разбором мотиваций, через онлайн можно поставить игру более тонко и как в жизни. Здесь не спрячешься за «интересные» действия героев и «движуху» на сцене. Когда на экране только голова и верхняя часть тела- то всё вылазит. Особенно это актуально для актеров-детей, которые хотят заниматься кино. Ведь в кино такие же ограниченные условия! Крупный план! Актер раскрывается только через крупный план. Если крупный план провален, то вся актерская игра провалится, хоть ты облетайся между взрывающимися зданиями в костюме супермэна. Онлайн-занятия- отличный инструмент для работы над крупным планом.
Плюс 2. Онлайн - отличный инструмент для постановки монологов. Российская театральная и кино действительность пока монологи не принимает. Пока. Монолог- это когда актер один на один с залом, без помощи партнеров, без помощи костюмов и активных действий, доносит и проживает историю, перевоплощается в какого-то персонажа, как правило показывает то, в чем он силен. Если в Голливуде монолог - это основной инструмент для презентации актерских способностей, актеры годами ставят несколько «фирменных» монологов, показывает их на пробах и записывают с ними визитки. То у нас актеру с порога суют незнакомый текст сценария, который он впервые видит и над которым он не работал ни дня, и смотрят впишется ли он !внешне!, именно внешне (хотя зачем тогда текст вообще?) в «типаж», что полная глупость и чушь. Кино в итоге превращается в цирк со «смешным толстяком», «блондинкой-красоткой» и «ментом с бандитской внешностью». Не говоря уже про актерские визитки, которые походят не на демонстрацию актерских способностей человека, а на акт самолюбования, «я даю интервью и умно отвечаю на вопросы, как на ютуб-шоу» и по ним, наверное, нужно принимать на философский факультет, а не давать роль в фильме. В общем, российское кино вы видели. Результат говорит сам за себя. Дети - новое поколение. И они должны использовать актуальные и эффективные инструменты, такие как монолог, для продвижения себя и презентации своих способностей. Тем более у них больше шансов попасть в международные проекты, так как они лучше и больше учат английский, чем более старшее поколение. Вопрос более частого использования монологов на российских пробах и кастингах - вопрос короткого времени. Онлайн отличный инструмент для работы над монологом!
Плюс 3. Онлайн-занятия актерским мастерством сокращают время и расстояние. Практика показывает, что родители редко водят своих детей в театральные студии дальше района своего проживания. Большинство учеников - это всегда местные жители района студии или те дети, кому логистика родителей, их время и наличие транспорта, позволяют посещать занятия в определенном месте. Время в дороге, наличие свободного времени у родителей, чтобы их отвозить, привозить, ждать с занятий- очень сильно сокращают аудиторию детских театральных студий. Со сколькими замечательными детьми я не могла позаниматься из-за того, что они живут, например, на юге Москвы, где я не преподаю, или в каком-нибудь Подмосковном городе. Не говоря уже о других городах страны и даже странах. Но теперь все в прошлом. Все готовы заниматься онлайн, никто не воспринимает это как дикость или какой-то обман. Все видят, что от такой работы есть большие результаты. Очень радостно от того, что, например, ребенок живущий в Калининграде, городе, который я очень сильно люблю, может теперь регулярно заниматься у меня, а не ждать короткого живого мастер-класса, который еще не ясно организует ли кто когда-нибудь. Что я могу заниматься с родными крымчанами! И даже сибиряками! Границы разрушены! А после карантина будет меньше отмен живых занятий, что тоже скажется на продуктивности. Время будет сэкономлено. Если преподаватель простудится или у него внезапно будет потоп в квартире, то можно не отменять живое занятие, а сделать его онлайн. Также с заболевшим ребенком можно отдельно поработать онлайн, чтобы он ничего не пропустил.
Плюс 4. Онлайн-занятия расширяют кругозор и возможности ваших детей. Этот пункт исходит из предыдущего. Если ваш ребенок спортсмен, например, и помимо школы все свое время уделяет плаванию или боксу, или любому другому виду спорта, а на остальные интересные дела уже нет времени, то онлайн решает эту задачу. Ничто не мешает взять пару часиков актерского мастерства в неделю через интернет, чтобы просто попробовать, тем более не нужно будет никуда ездить, не нужно будет ждать начала занятий, через онлайн отлично можно поработать над харизмой, артистизмом, уверенностью в себе. В спектакле через онлайн вы не поиграете, но красиво говорить и притягивать снимание ребенок научится. Онлайн открывает двери туда, куда вы не могли зайти в силу отсутствия времени и возможностей.
Плюс 5. Онлайн-занятия актерским мастерством - инновационный формат. Опять же вспоминаем современных творцов. Целые пьесы через зум, которые станут классикой - вопрос времени. Мы все больше проводим времени в интернете, целые драмы и баталии происходят в комментариях соц. сетей. За постами и новостями, собирая информацию, бывает интереснее следить, чем за готовенькими художественными сериалами. Драматургия жизни в интернете начинает побеждать искусственно-созданный, кем-то сочиненный художественный контент. И наши дети живут во времена этой электронной революции. Наше мышление закостенело, детское - нет. Они те, кто создадут онлайн-театры и новые форматы и жанры в театре. То, что дети сейчас стали вынужденно больше учиться дистанционно, как большая печаль, так и большой шанс. Занятия актерским мастерством онлайн поможет детям плавать в новых художественных реалиях. Это и работа в новом киножанре screenlife, где действие фильма происходит на экранах устройств. И театральные эксперименты. И даже успешные кинопробы на расстоянии с продюсерами и режиссерами из других стран. Чем раньше ребенку станет комфортно работать в электронных условиях, тем больше будет его преимущество в будущем. Актерское мастерство будет полезно даже для тех детей, которые захотят заниматься блогерством. Речь, работа на камеру, персональный бренд. Онлайн-занятия идеальные условия для этого.
Вот такие пункты я насчитала! По 5 с каждой стороны. А какие плюсы и минусы видите вы и ваши дети, кто уже занимается актерским мастерством онлайн? И отдали бы вы своего ребенка на онлайн-актерское, чтобы попробовать, хотя бы пару часиков в неделю, если он никогда к театру даже близко не подходил?