Categories:

Актеры войны или тайна крымского театра. Часть II.

Данная статья является продолжением статьи «Актеры войны или тайна крымского театра. Часть I», которую вы можете прочитать, кликнув по названию. Статья разбита на две части из-за ограничения объема публикации. Прежде чем читать эту статью, ознакомьтесь с первой частью. 

Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков в Москве. Родилась и выросла в Крыму в Симферополе. Автор этой статьи у памятной таблички в честь подпольной группы Сокол на стене симферопольского театра им. Горького.
Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков в Москве. Родилась и выросла в Крыму в Симферополе. Автор этой статьи у памятной таблички в честь подпольной группы Сокол на стене симферопольского театра им. Горького.

В современных документальных фильмах и статьях в интернете ходит информация, что группа «Сокол» была не просто разведывательной группой. Их готовили для главного задания – устранения Адольфа Гитлера во время его посещения Крыма. Мол, советское руководство получило информацию о том, что Адольф Гитлер планирует посетить Крым, ведь немцы хотели сделать из него свой главный курорт и открыть керченский мост, и прием фюрера будет в симферопольском театре. Там и должна группа «Сокол» быть готовой устранить Гитлера и для этого они даже два раза заминировали театр, первый раз – для отвода глаз, который должны раскрыть, второй – уже реально для взрыва. Насколько эта информация правдива – проверить нельзя. Журналисты приводят в доказательство «секретные документы», которые только недавно стали доступны. У этой версии много противников среди современных историков, никто из выживших членов подполья о покушении на Гитлера никогда не говорил и не знал, хотя по логике вещей ясно и понятно, что если бы кто-то, может быть и не Гитлер, а другое высшее должностное лицо в Третьем рейхе, решил посетить крымский театр, то «Соколу» бы дали задание устранить его. И наверняка их готовили и к покушениям, ведь спектакли теперь посещали и высокопоставленные немецкие военные. 

Симферопольские партизаны, которым помогал Сокол и которые тайно воевали в горах и лесах вокруг города. Фото Ивана Запорожского.
Симферопольские партизаны, которым помогал Сокол и которые тайно воевали в горах и лесах вокруг города. Фото Ивана Запорожского.
Симферопольские партизаны, которым помогал Сокол и которые тайно воевали в горах и лесах вокруг города. Фото Ивана Запорожского.
Симферопольские партизаны, которым помогал Сокол и которые тайно воевали в горах и лесах вокруг города. Фото Ивана Запорожского.
Симферопольские партизаны, которым помогал Сокол и которые тайно воевали в горах и лесах вокруг города. Фото Ивана Запорожского.
Симферопольские партизаны, которым помогал Сокол и которые тайно воевали в горах и лесах вокруг города. Фото Ивана Запорожского.

Немцы терпели поражения. Советские войска всё ближе подбирались к Симферополю. До освобождения оставались считанные дни. Группу «Сокол» раскрыли. Как это произошло – до сих пор вызывает спор у историков. В советское время долго считалось, что группу предала профессиональная разведчица, которую легализовали через актерскую студию Перегонец, Людмила Скрипниченко, мол она оказалась двойным агентом, но эта версия оказалась домыслом известного крымского подпольщика Ивана Козлова. Людмила с мужем были казнены немцами, сам Козлов скончался в силу возраста через 12 лет после окончания войны, а его мемуары с предположениями остались. Родственникам долго пришлось отмывать доброе имя матери от слухов и они спустя десятилетия добились открытия информации о том, что их мать была в первую очередь советской разведчицей, хотя и подыгрывала немцам, и не могла выдать «Сокол». Есть версии про агентуру абвера, крымских коллаборационистов, которые узнали о группе и даже об ошибке самих разведчиков, ведь в театр со стороны немцев был внедрен их человек, коллаборационист, театровед и специалист по балету Николай Ильяш, который, по одной из версий, тоже был советским разведчиком, двойным агентом, не знал о «Соколе», они работали параллельно, и случайно привлек к ним внимание, копая под своих же союзников.

Много путаницы создает художественный фильм «Они были актерами»,снятый по произошедшим событиям в СССР в 1981 году. Фильм интересный, но, конечно, не динамичный, и там много художественного вымысла. Предательницей объявили билетершу театра, хотя режиссер сразу сказал, что это образный придуманный персонаж. Он, кстати, получился, в отличие от Перегонец, такой важной дворянки-актрисы с голубыми кровями, стереотипной возрастной актрисы, образ даже не соответствует её фотографиям, где она весело улыбается, смеется глазами и горит жизнью. А билетерша удачно получилась, такая злая гестаповская тетушка-шпионка. Кстати, настоящий билетер, который был дедушкой, а не бабушкой, тоже сотрудничал с партизанами. Ильяша поставили во главу театра, хотя эту должность занимал другой коллаборационист Борис Харламов, которого потом даже посадили на 8 лет за сотрудничество с немцами. То есть Ильяш если и был, то рядовым сотрудником, а не худруком. Кстати, в этом фильме в массовке снимался мой папа! Я об этом узнала только в этом году, он впервые об этом рассказал, как их, военнослужащих, собирали в зал театра на съемки массовых сцен довоенного периода и как они в советской форме маршировали у театра. 

Постер фильма "Они были актерами" 1981.
Постер фильма "Они были актерами" 1981.

В общем, раскрытие группы «Сокол» пока остается непонятным. Но это не так уже и важно, ведь случилась настоящая трагедия. Всех членов группы «Сокол»: Барышева, Савватеева, Яковлеву, Добросмыслова, Ефимову, Озерова, Чечёткина и Перегонец арестовывают за считанные дни до победы и освобождения Симферополя. В подвалах гестапо их жестоко пытают. Перегонец ломают и поджигают ноги, Олегу Савватееву вынимают глаза, всем ломают кости и прижигают их током. Немцы решают бежать из Симферополя и уничтожить в городе всё что возможно, театр приказано сжечь и взорвать. Группу «Сокол» отвозят в место, где находился крупнейший концлагерь на территории Крыма – Совхоз Красный. Там было убито 15 тысяч симферопольцев и их массовые захоронения находили вплоть до 1970ых годов. Там немцы расстреливают героев за три дня до освобождения города и тайно хоронят в общей могиле. Так завершилась история работников театра и актеров, которые вынуждены были стать профессиональными разведчиками.

Концлагерь "Красный" - самое печальное место Симферополя. На переднем плане - проволока-наручники, которые сняли с рук убитых немцами жертв.
Концлагерь "Красный" - самое печальное место Симферополя. На переднем плане - проволока-наручники, которые сняли с рук убитых немцами жертв.

Благодаря содействию «Сокола» и картам Барышева город удалось быстрее освободить советским войскам. О том, какой на самом деле подвиг совершила подпольная группа «Сокол», симферопольцы узнали сразу же, информация об их работе частично была раскрыта. Военным удалось найти место их захоронения и извлечь их тела из братской могилы. Свидетели тех событий вспоминают, что это было шокирующее зрелище. Следы жестоких пыток, Олег Савватеев и Николай Барышев обнимались, лицо Перегонец никогда не было таким и вызывало слезы. 

Эксгумация тел группы Сокол. Мать Олег Савватеева плачет над телом сына. Рядом тело Николая Барышева. Фото Ивана Запорожского.
Эксгумация тел группы Сокол. Мать Олег Савватеева плачет над телом сына. Рядом тело Николая Барышева. Фото Ивана Запорожского.

Похороны группы «Сокол» превратились в огромный митинг, на них пришли, наверное, все жители города. Группу «Сокол» похоронили вместе на Старорусском кладбище в центре Симферополя, которое находится недалеко от их родного театра, который чудом удалось спасти, остановив пожар.

Братская могила членов группы Сокол. Старорусское кладбище. Город Симферополь. Фото: Олег Масалов.
Братская могила членов группы Сокол. Старорусское кладбище. Город Симферополь. Фото: Олег Масалов.
Братская могила членов группы Сокол. Старорусское кладбище. Город Симферополь. Фото: Олег Масалов.
Братская могила членов группы Сокол. Старорусское кладбище. Город Симферополь. Фото: Олег Масалов.
Братская могила членов группы Сокол. Старорусское кладбище. Город Симферополь. Фото: Олег Масалов.
Братская могила членов группы Сокол. Старорусское кладбище. Город Симферополь. Фото: Олег Масалов.

Кстати, в интернете вы не найдете как конкретно найти их могилу, но я вам расскажу. К сожалению никто, даже из местных посетителей кладбища, даже из работников храма не знали, где находится могила и кто это вообще такие. Поэтому так важно сохранять память о произошедших событиях и передавать их своим детям, ведь их смывает история, уходят свидетели тех событий, а заменяется это глупыми стереотипами и фразами типа Колчака про актеров и кучеров. Найти могилу нам помогло, наверное, чудо, мы как-то быстро и случайно на неё наткнулись, хотя кладбище довольно большое и могила спрятана от центра кладбища. 

Путь к могиле группы «Сокол». 1. На кладбище есть храм. Если идти или ехать к кладбищу из центра, то он будет с самого дальнего конца кладбища. Найдите его и главный вход к нему и за ним увидите центральную аллею. На ней справа расположена могила известного художника-баталиста Николая Самокиша (1860-1944). 2. Идите по аллее до самого конца. Справа вам должны быть видны огромные осветительные приборы местного стадиона. 3. В конце аллеи вы увидите забор, разделяющий территорию кладбища на две части автомобильной дорогой. Кстати, если вы приехали на кладбище через неё, то можете пропустить пункты 1 и 2. 4. Также там будет старинный белый разрушенный склеп. 5. Вот за склеп и нужно зайти, идти вдоль белого забора в сторону стадиона и буквально через 5 секунд за старинными могилами вы увидите более новые белые памятники героев Великой Отечественной войны. Обязательно посетите могилы группы «Сокол» если вы будете в Симферополе и если вы связаны с театром, от театра Горького они находятся в 5 минутах на машине и 20 минутах пешком. 

Более подробная информация о деятельности группы «Сокол» стала всплывать в 1970ые годы, до этого она была закрыта. В 1981 году был снят художественный фильм «Они были актерами», про который я уже писала. Также есть документальный фильм России 1 «После премьеры - расстрел», где активно продвигается версия про подготовку к покушению на Гитлера. Есть также спектакль «Они были актерами» её родного театра. Но самая золотая кладезь информации — это книга известного театроведа Симоны Густавовны Ландау «Александра Перегонец. Судьба актрисы» 1990 года. Она много лет своей жизни посвятила изучению личности Александры Перегонец и её соратников по группе «Сокол». Она путешествовала по всем городам, где жила Перегонец, собирала её письма и фотографии, встречалась со всеми, тогда еще живыми партнерами по сцене актрисы и брала у них интервью, изучала крымское подполье и встречалась с его членами, встречалась с родственниками членов «Сокола» и делала это не одно десятилетие. Она собрала критику и статьи в прессе по всем спектаклям Перегонец, мнения видевших её живьем на сцене и даже пыталась найти утерянный архив актрисы с её дневниками и редкими фотографиями. Архив был вывезен из Симферополя после смерти актрисы и бесследно исчез. Эта книга – уникальное исследование жизни Перегонец и именно она оставила память об актрисе, представление об её личности и характере. Книгу пока еще можно купить на озоне. Обязательно прочитайте. Такие профессиональные глубокие биографии сейчас редко кто пишет. Уникальная книга!

Книга Симоны Густавовны Ландау «Александра Перегонец. Судьба актрисы» 1990 года.
Книга Симоны Густавовны Ландау «Александра Перегонец. Судьба актрисы» 1990 года.

История группы «Сокол» заставляет по-новому взглянуть на актерское мастерство, актеров и театр. Творческие люди объединились и создали мощную шпионскую группу, имея только творческие навыки, никаких разведывательных спецшкол, и помогли спасти целый город. 

Улица Перегонец в Симферополе.
Улица Перегонец в Симферополе.
Группа Сокол на стене симферопольского театра.
Группа Сокол на стене симферопольского театра.

Кажется, что такие истории происходят только в кино, но нет, они происходят и в жизни. Александра Перегонец не стала легендарной актрисой, в истории искусства от неё осталась только вечно-веселая Ефошка из Аэлиты, которая тоже погибла от рук марсианских фашистов, но фильм был 1924 года, а ровно через 20 лет, в 1944 году от пуль фашистов погибнет сама Перегонец. Роль стала пророчеством. А Александра Перегонец вошла в историю уникальным героем, героем страны и, я уверена, в будущем и мира. Ведь эта история уникальна и ей явно не хватает освящения в искусстве. Бывая в Симферополе и проходя по центру мимо «провинциального», как вам кажется, театра, помните, что его стены могут скрывать такие истории, которых вы даже представить не могли.

Памятная табличка на стене симферопольского театра им. Горького.
Памятная табличка на стене симферопольского театра им. Горького.



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic