Categories:

Домашка по монологам для актера-ребенка. Что нужно, а что не нужно делать?

Продолжаю свою серию статей про актерские монологи для детей. Мои прошлые статьи про монологи вы можете прочитать кликнув по названиям (если вы читаете сейчас на сайтах), а если вы в соцсетях, то можно только написать названия в браузере и вы сразу найдёте их.

1.Монолог. Польза для актера-ребенка.
2.Чем сложен монолог для актера-ребенка?
3.Чем страшен монолог? И почему актеры-дети не боятся монологов?

Сегодня мы поговорим про домашнюю работу, которую я рекомендую делать ребенку, если он занимается монологами. Монологи, как игра на музыкальных инструментах, они требуют постоянной практики и домашней работы, а не только занятий с преподавателем. Если ребенок хочет играть монологи легко, свободно и профессионально, то нужно делать домашку. Много домашки!

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.

 
Сначала поговорим про самую большие ошибки, про то, что делать не надо и даже вредно, когда вы учите монолог.

Самая главная ошибка – играть монологи перед зеркалом. Этого делать ребенку нельзя. Видите, как ребенок читает монолог перед зеркалом, снимите зеркало и продайте на авито, либо закройте тряпочкой, как-будто бы в доме приведение. На самом деле актеры обожают зеркала, в них можно любоваться собой и разыгрывать в них целые «гениальные» моноспектакли. Только пользы игра в зеркало не приносит никакой, только огромный вред. Актер начинает наигрывать, кривляться и терять последние молекулы самокритики. Поэтому зеркала дома избегаем, как призраки.

Вторая самая большая ошибка – постоянно заучивать текст. Текст нужно знать идеально. Текст нужно выучить. Но сделать это быстро и в первую очередь, а потом уже, зная текст, постоянно играть. Растягивать вызубривание текста не надо. Постоянно повторять его – тоже. Это негативно сказывается на игре. Монолог – это не конкурс по декларированию текста. Монолог – это театр. Монолог – это мини-моноспектакль. Если ребенок учит монолог, нужно как можно быстрее выучить текст и уже перейти к следующему этапу, актерской игре, выстраиванию роли, образа, истории. Если ребенок должен кому-то сыграть монолог, например на пробах, перед этим нужно не сидеть с листочком и повторять текст, а думать об истории, о персонаже монолога, вводить себя в нужное состояние, чтобы сыграть образ. Текст уже давным давно должен быть выучен, тем более монологи обычно очень короткие.

А что нужно, можно и полезно делать дома, когда ребенок учит монолог?

1. Снимать себя самостоятельно на видео и самостоятельно смотреть. Но никому не показывать! По крайней мере сначала. Монологи очень полезно играть на камеру, но только если игра на камеру делается для себя, для объективной оценки, для того, чтобы потом удалить видео и снять еще раз, а не для того, чтобы один раз снять и выложить монолог сразу в соц.сети. Выкладывать монологи в соц. сети тоже  нужно, это делает страницы актера-ребенка намного ярче и они намного лучше работают, чем профессиональные фотосессии. Но я сейчас говорю именно про регулярную домашнюю работу, про повышение своего уровня актерского мастерства, а не про создание контента для соц. сетей. Когда актер сам снимает, сам смотрит и ни куда не выкладывает – он становится честнее с самим собой, ему легче увидеть недочеты, что-то улучшить, что-то изменить. Цель другая – найти что не нравится, а не собрать лайки в соц. сетях. Когда человек сразу готовит видео для соц. сетей – ему нравится всё, его это ничему не учит. А какие монологи тогда выкладывать на всеобщее обозрение? Только те, над которыми уже проведена какая-то работа. Позанимался ребенок с преподавателем, уверенно играет монолог– можно и нужно выкладывать. Но всё равно не нужно останавливаться на достигнутом, можно продолжать снимать себя, даже выложенный монолог, и оценивать, что изменилось. Это очень полезно. В отличие от зеркала, просмотр записи по другому оценивается самим человеком. Зеркало – это показ в реальном времени и актеру всё очень нравится, а камера – просмотр прошлого и актер себя даже с этим не ассоциирует и хочет переделать.

2. Записывать себя на диктофон. Это тоже полезно, как и камера. Можно послушать свой голос со стороны, оценить и исправить. Когда слушаешь просто аудио могут открыться новые нюансы. Запись аудио хорошо работает в комплексе с видео. Поснимали видео, посмотрели, оценили. Потом записали себя просто на диктофон, послушали, оценили.

3. Играть вживую! На публику! Это самая главная и полезная тренировка. Играть для родителей, знакомых, друзей, на кастингах и пробах. И не просто играть, ожидая восхищение и аплодисменты от публики, а краем глаза оценивать их реакцию во время исполнения монолога. Профессиональные театральные актеры, да и киношные в процессе съемок тоже, умеют «сечь» реакцию зрителей. Можно даже сказать, что профессиональный актер собирает не только актерскую копилку для создания своих персонажей, но и зрительскую копилку – из реакций, взглядов, дыханий, отвлекающих факторов, зевков, смешков зрителей, любых телодвижений. А суперпрофессионалы умеют контролировать и направлять эти реакции в нужное им русло, чувствовать и управлять зрительским вниманием, залом. Показывая монологи вживую ребенок может эффективно и быстро набирать свою зрительскую копилку. Как раньше набирали люди старшего поколения, когда было популярно рассказывать друг другу анекдоты. Кто-то достигал в анекдотах  высшего мастерства, умея рассказать их в любых условиях (очередь в магазине, улица, на работе, за рулем), любым людям (знакомым, незнакомым, доброжелательным, с плохим настроением), чтобы им стало смешно и они поняли юмор. Также нужно действовать и актеру. А монолог своей краткостью располагает к такому. Работу живьем ничего не заменит!

Над монологами нужно работать! В театральной студии или на онлайн-занятиях с преподавателем, а потом дома – записывать себя на аудио и видео, и очень много играть вживую для зрителей. Не получится один раз выучить текст, пару раз сыграть его вживую, а потом всю жизнь успешно показывать этот монолог. Без дисциплины, постоянного повторения, а так же умения объективно оценивать себя со стороны, даже поставленный с преподавателем монолог будет со временем улетучиваться, как улетучиваются спустя годы многие легендарные театральные спектакли, когда за ними  перестает следить режиссер и присутствовать на спектаклях, а актеры расслабляются и перестают старательно его репетировать. Всегда нужно помнить – монолог – это маленький моно-спектакль, а любой, даже маленький спектакль, требует от актеров фанатизма, перфекционизма и их времени.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic