Category:

Как уважение к индивидуальности поможет построить хорошие отношения с ребенком.

В моей прошлой статье «Ребенок не слушается. Что делать?» было 10 пунктов, как привести ребенка к тому, чтобы он сделал то, что вы от него хотите. 10 пункт назывался «Уважайте в ребенке индивидуальность» и я обещала написать более подробную статью про то, как это делать, так как мой практический опыт преподавателя актерского мастерства для детей и подростков можно эффективно и продуктивно применять и в отношениях с собственными детьми дома.

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.

Напомню, уважение к индивидуальности ребенка, это когда вы не выстраиваете с ним отношения по какому-то шаблону, например, вас так воспитывали или вы где-то слышали, что нужно именно так разговаривать с ребенком, именно так что-то требовать, а ищите к каждому ребенку индивидуальный подход, пробуете, тестируете, ищите ключ. Для моей сферы, я режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, уважение к индивидуальности ребенка имеет особое значение, так как актерское мастерство раскрывает в каждом, абсолютно каждом ребенке, яркую личность с характером. И так как мы ставим с детьми настоящие театральные спектакли, а актеры это всегда вулканы, буря энергии, которая может и зарядить человека, и устроить большой взрыв, то приходится управлять этой вселенной солнц и вулканов. А у каждого солнца свои особенности, по шаблону тут не поработаешь, каждое солнце требует личного подхода и научного исследования. А личный подход всегда начинается с уважения к индивидуальности.

Как строить уважение к индивидуальности ребенка?

1. Уважение к индивидуальности начинается с индивидуального общения. Каждый актер требует от режиссера много личного внимания и времени, времени посвященного только ему, один на один. И чем больше режиссер уделяет актеру времени, тем крепче становится союз между актером и режиссером. Тем послушнее для режиссера становится актер. Если режиссер просто вещает кто что должен, умничает в форме монолога и в основном обращается ко всем и сразу, а не к кому-то лично наедине, то актеры будут чувствовать себя одиноко и сами по себе. Так и в семейных отношениях, особенно, если у вас несколько детей. Это не значит, что нужно делать любимчиков. Задача куда сложнее. Нужно много индивидуального общения с ребенком. Один на один. Если детей несколько, то общаться не только всем вместе, но и с каждым по отдельности. Все актеры обожают работать с Никитой Михалковым, о его режиссерском методе ходят легенды. Каждому попавшему к нему в фильм режиссер уделяет особое внимание, отводит в сторону, пока другие не видят – хвалит и объявляет гением, а потом уже радостному лояльному актеру ставит задачи. А не вещает с высоты своего статуса и положения «Кто я! кто ты?». Что вам мешает делать так же, тем более вы искренне любите всех своих детей, а не имеете какие-то рабочие задачи? Отводите в сторону, ведите в парк, в кино, выражайте искреннее восхищение. Тем более при более плотном индивидуальном общении с ребенком вы сами увидите всю красоту детской индивидуальности и личности, она ярче раскроется. Только помните про баланс! Совет не требует отрывать ребенка от братьев, сестер или ваших супругов или общаться теперь всем по отдельности. Каждый родитель, не смотря на то, сколько детей в семье, всё равно остаётся в какие-то моменты наедине с отдельными детьми. Так пользуйтесь этими моментами! Цените их!

2. Спрашивайте и слушайте. Уважение к индивидуальности ребенка легко строится на двух вещах – вопросах и тишине. Это большой стереотип и заблуждение, что родитель должен всё время что-то умное вещать и воспитывать, воспитывать, делиться своим богатым жизненным опытом. Вопросы и тишина обогатят ваши отношения с ребенком намного больше. Даже если ребенок очень маленький, всё равно ему можно задавать вопросы, интересоваться его мнением и слушать его, не споря, а познавая мир своего ребенка. «Какой цвет тебе нравится больше?», «А что ты думаешь про это мультфильм?», «А как ты относишься к этому?». Неужели вам самим никогда не становится скучно от собственного мнения, от собственных истин, которые вы выливаете на детей каждый день, а они всё равно не слушаются и делают по своему? А вы потом обижаетесь, вы же тысячу раз повторяли, а ребенок сделал по своему. Проявляйте интерес к собственному ребенку, получайте от него уникальную энергию, уникальное мнение и видение этого мира, не зависайте в собственных мыслях и словах. А ребенок будет только рад, ведь его спрашивают и его слушают.

3. Реально слушайте! Ошибка, которую можно совершить на этом пути – спрашивать и не слышать ответ ребенка, осуждать и критиковать его, считать глупым и незрелым. Вы можете и часто будете несогласны со своим ребенком, но чтобы между вами не было конфликтов, давайте трибуну каждому спикеру и не переходите черту, особенно эмоциональную, как бы тяжело это не было. Вам же будет лучше, будете слушать ребенка – и он вас будет слушать, не будете слушать ребенка – не будет вас слушать.

4. Не сравнивайте. Это касается как и нескольких детей в вашей семье, не нужно их сравнивать, так и каких-то ваших стереотипов, мыслей, представлений или детей знакомых. Не сравнивайте. Все дети – разные люди, у каждого своя скорость собираться в школу, своя успеваемость, свой запас сил энергии, свои границы, переходя через которые начинаются конфликты и обиды. Кто-то дольше завязывает шнурки или делает домашнее задание, кто-то дольше ест. Учитывайте индивидуальность каждого ребенка и не требуйте одинаковых или идеальных действий от всех. Дети разные по темпераменту, интересам, распорядку дня и предрасположенности к занятиям. Смиритесь с этим и не сравнивайте. Особенно вслух при ребенке. Его это не замотивирует, а наоборот снизит его самооценку.

5. Дарите подарки по вкусу ребенка. У детей много праздников и зачастую родители не считаются со вкусами детей, а дарят им то, что нужно ребенку по мнению родителя или то, чем бы хотел заняться сам родитель, если был бы на месте ребенка. Чтобы получить какой-то действительно желанный для ребенка подарок, ему приходится изворачиваться, слезно просить, закатывать истерики, обижаться. А родители только рады. Они чувствуют себя в такие моменты важными и решающими судьбы подарков. Даже в подарках нужно уважать индивидуальность ребенка. Не игнорируйте его просьбы и желания, не навязывайте свою волю. Если у ребенка есть интерес – поддерживайте его хотя бы с малых форм. Даже радикальные подарки, как щенок или котенок, можно вывернуть – вот изучишь эти книжки по уходу, тогда подумаем. И подарить их. Я сейчас не говорю про дорогущие подарки – «пони» или « последний айфон», это уже другая проблема, если ваш ребенок приучен требовать такое от вас. Но если ребенок любит читать комиксы про «Бэтмэна» не нужно дарить ему свитер. Уважайте его любовь к «Бэтмэну», это мост на пути к взаимному уважению.

Примените данные советы на практике и увидите, как отношения с вашим ребенком стали ближе, легче и приятнее!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic