Categories:

Спартанский театр и актерское мастерство для детей.

А вы знали, что в Древней Спарте, в государстве великих воинов, со строгими законами, четким жизненным укладом и жесткими традициями, не любили театр? Спартанцы считали театр пустым и вредным времяпровождением. Комедии, по мнению древнегреческих воинов, низводили важное до несущественного, трагедии – утяжеляли и без того трудное. Театр создавал в душе другую реальность, а спартанец всегда должен быть целостным и настоящим. Спартанцы называли театр местом душевного разврата и спорили с утверждением, что хорошие пьесы делают людей лучше, вопрошая: «А где же эти ваши хорошие пьесы?». А больше всего спартанцам не нравилась в театре пассивная роль зрителей. Это их вообще бесило. «Да уж лучше мы сделаем что-то активное и веселое, вместе с воинами-братьями, чем будем сидеть на ваших стульчиках во фраках и смотреть на сцену! Такое, где смогут участвовать все! Попоем например или устроим красивую церемонию!» - возмущались спартанцы. И действительно, спартанцы не принимали созерцательный вид досуга. Для них важно было активное участие каждого в каком-либо общем действии, а не деление на пассивных зрителей и активных актеров. Поэтому спартанские воины все вместе распевали гимны или придумывали красивые масштабные церемонии.

Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Мария Подковырова — режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.

Можно относиться к мнению спартанцев, как к чему-то удивительному и устаревшему. Но, на самом деле, тот вопрос, который они подняли, существует до сих пор. И многие люди, может и не озвучивая это публично, и даже не зная про спартанское мнение, чисто внутренне и интуитивно, разделяют точку зрения спартанских воинов. Поэтому многие люди и не смотрят драмы, или их бесят комедии, или они не ходят в театр из-за скучных ассоциаций, или даже не рассматривают вариант, чтобы их ребенок попробовал позаниматься актерским мастерством.

Но я с этой позицией хочу поспорить. В те далекие времена Древней Греции не существовало детского театра и актерского мастерства для детей. И какими бы умными мудрецами не были древние греки и все их философы, простую и понятную практическую пользу от участия детей в театральных спектаклях и от занятий актерским мастерством они не разглядели. Политика, классовое и половое разделение общества, в случае древнегреческих мудрецов, выступили темной повязкой на их глазах. Вход в мир мудрости оказался по пропускам. Хотя заявка этих мудрецов на всестороннее развитие личности и человека была такой пафосной и громкой.

Думали, думали, думали, а о пользе актерского мастерства для детей не додумались.
Думали, думали, думали, а о пользе актерского мастерства для детей не додумались.

Чем детский театр и актерское мастерство для детей и подростков отличается от взрослого коммерческого театра? Во взрослом театре действительно существует деление на пассивных зрителей и активных участников сцены, которые вызывают эмоции у зрителей и тем самым зарабатывают средства. Театр по таким правилам должен соответствовать вкусам зрителей, чтобы успешно существовать.

Но театральная студия для детей меняет эту структуру. В актерской студии для детей главным является не зритель, а ребенок, который становится актером. И проживает основные эмоции не зритель, а ребенок – активный участник спектакля. Мама с папой и остальные родственники тоже, конечно, следят за ходом пьесы, о чем-то высоком думают во время созерцания, да и спектакль должен быть на высоком уровне взрослого театра, а не детским утренником, где кто как смог, так и сделан. Но всё равно, театральная студия для детей и подростков – это испытательный полигон, где воссозданы реальные условия театра – зрители, сцена, репетиции, и всё для того, чтобы ребенок обрёл уверенность, харизму, практический опыт выступлений, прожил все публичные страхи, поработал вместе с другими детьми в команде и со взрослым режиссером-преподавателем. Это, кстати, соответствует спартанскому правилу, что любая деятельность должна быть активной, совместной и полезной. Дети все вместе, активно, на практике, изучают актерское мастерство, работают в команде, играют совместные сцены, борются со страхами, неуверенностью и театральными неудобствами, а не просто сидят на стульчиках. Эта деятельность даже более насыщенна чем обычные спартанские распевы гимнов и церемонии, где нужно просто маршировать или держать щиты или знамена. Так что не всё древние мудрецы смогли разглядеть, многие простые и заметные вещи были открыты современными поколениями.

Про вред погружения в другую реальность через театр писали не только спартанцы, но еще и педагог и знаменитый хирург Николай Пирогов в своей статье «Быть или казаться». Но практика жизни показала, что ребенок через театр наоборот приобретает жизненный опыт, участвует в моделируемых ситуациях, где принимает нравственные решения. И это приносит ребенку пользу. Я, по своему педагогическому опыту, могу сказать, что дети очень любят разбирать и копаться в мотивациях и поступках персонажей театральных пьес, чтобы извлечь для себя какие-то полезные выводы. И жизнь персонажей становится уроком. Ошибки персонажей не будут повторяться ребенком в жизни. Он будет принимать правильные решения.

Отсутствие хороших пьес вообще неактуальная претензия, касательно детского театра. Для ребенка театральная сцена и занятия актерским мастерством часто становятся единственным источником приобщения к великой литературе, если у ребенка в школе вредная и злая учительница по литературе. А это, к сожалению, не редкая ситуация. Я на занятиях по актерскому мастерству ставила спектакли и по Пушкину, и по Стругацким, и по Шекспиру, и по тем же мифам Древней Греции. А на онлайн-занятиях количество классических авторов так вообще зашкаливает, ведь там работа идёт не только с поэзией, но и со множеством монологов и отрывков из классических произведений, и часто приходится ставить несколько форм и произведений сразу. Любое, даже взрослое произведение, может быть адаптировано под определенную группу детей, и потом поставлено на сцене. И для детей это будет открытием и удовольствием.

Фото нашего спектакля про древнегреческого мудреца Диогена. "Замечательный сосед Диоген." Один из многих примеров адаптации известной истории для детей. Режиссер: Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов.
Фото нашего спектакля про древнегреческого мудреца Диогена. "Замечательный сосед Диоген." Один из многих примеров адаптации известной истории для детей. Режиссер: Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов.
Фото нашего спектакля про древнегреческого мудреца Диогена. "Замечательный сосед Диоген." Один из многих примеров адаптации известной истории для детей. Режиссер: Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов.
Фото нашего спектакля про древнегреческого мудреца Диогена. "Замечательный сосед Диоген." Один из многих примеров адаптации известной истории для детей. Режиссер: Мария Подковырова. Автор пьесы: Олег Масалов.

А драмы и комедии, о которых было сказано в самом начале, может быть и были вредны суровым воинам, тем более они их оценивали с точки зрения зрителей, а не активных участников, но детям практика в этих жанрах приносит огромную пользу. Комедия раскрепощает и прокачивает харизму, шутить и играть комедию – очень непростое дело. А драма расширяет актерский диапазон, прокачивает у ребенка эмоциональный интеллект. Практическая польза от драмы и комедии наглядно видна, когда ребенок занимается онлайн, где ставит актерские монологи. По моему методу, который практиковала уже не одна сотня детей, ребенок работает сразу над двумя монологами – одним драматическим и одним комедийным. Такая практика позволяет ребенку прощупать широту своих возможностей и управлять эмоциями, изучать их в разных ситуациях. Плюс, ребенку так легче оценить себя со стороны. Если бы он работал только над одним жанром, то драма бы получалась слишком уж драматичной, а так жанровое переключение позволяет немного отстраниться от материала и более объективно его оценить.

Можем и с вами поработать. Записывайтесь ко мне на занятия по онлайн-монологам!

Как видите, даже мудрецы Древней Греции, умы, философы, не всё знали и не всё додумались практиковать. Хотя под боком были и дети, и пьесы, и огромные амфитеатры с театральной традицией. Это не какие-то космические ракеты и электричество в проводах. Всё под рукой. Так что радуемся, что мы живём не в Древней Греции и наши дети с помощью актерского мастерства могут познавать мир и становиться живчиками-активчиками, лидерами и харизматичными людьми, даже если у них нет этого в генах, и в роду все тихие и скромные.

14+15+16+Мария Подковыроваактер-ребенокактерские упражненияактерский монологактерское агентствоактерское мастерствоактерское мастерство для детейактерское мастерство для подростковактерское мастерство онлайнактерыактеры-детивнимание кастингвоспитание детейвоспитание ребенкадетидети 12+дети 3-6 летдети 6-9 летдети актерыдети и кинодети и родителидетская психологиядетские пробыдетские съемкидля детейзамкнутостьзамкнутый ребенокзастенчивостьзастенчивый ребеноккастинги в кинокинокинокоучкинокоучингкружки для детейкуда отдать ребенкакуда отдать ребенка учитьсямастерство актерамировой театрмонологмонологи-онлайнмотивационные цитатымотивацияна рольобразование детейобразовательный театробучение ребенкаонлайн-обучениеонлайн-преподавательонлайн-урокиораторское мастерствоподросткипреподаватель актерского мастерствапробыпробы в кинопробы для детейпроекты для детейпрокачкапсихологияразвитие ребенкаребенокродителифантазияэмоциональный интеллектэмоциональный интеллект у ребенка

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic