Category:

Зубрежка текста- слезы актерской профессии. Как родителю помочь своему ребенку все это выучить?

Отдавая ребенка в детскую актерскую студию многие родители не догадываются, что ремесло актера это не только репетиции, репетиции, репетиции и спектакль. Это еще и ребенок зубрящий текст в машине, зубрящий текст за обедом, зубрящий текст перед сном и много много мест, где ребенок по идее должен зубрить текст. Так делают все взрослые дяди. И Роберт де Ниро зубрит текст роли, пока летит в самолете на съемки, и Аль Пачино, пока завтракает яичницей в своем особняке. Я уж не говорю про бедных театральных актеров. Бедный Иэн Маккелен, всеми известный Гендальф из Властелина колец, а по совместительству топовый британский театральный актер, не смотря на свои 80 лет и за 60 лет на сцене, каждый день зубрит Шекспира и, наверное, плачет и завидует многим молодым актерам, которые решают себя этим не утруждать.

Я учу и плачу!
Я учу и плачу!

«А зачем его зубрить?» - спросите вы. И почему его нельзя зубрить прямо на занятии актерским мастерством? Ответ прост. Актерское мастерство заключается не в зубрежке текста на память, но без зубрежки не получится заниматься актерским мастерством. Зубрежка - это домашняя работа, без которой невозможно заниматься актерским мастерством. Если ребенок не выучил дома текст, то урок актерского мастерства превращается в урок литературы, где каждый по очереди выходит к доске и наизусть пытается читать «Бородино». Но задача преподавателя по актерскому мастерству не проверить у ребенка, как он запомнил последовательность слов в «Бородино». Его задача сделать, чтобы ребенок мог прочитать «Бородино» как Кутузов или Денис Давыдов перед строем солдат. Или как напуганный Наполеон, с ужасом читающий строки Лермонтова и вспоминающий весь тот страх, который он испытал в Москве. Согласитесь, этим же интереснее заниматься ребенку, чем стоять у доски и бэкать? А без знания текста «пауза, запинка, забыл че там дальше» солдаты разбегутся от такого Кутузова сверкая пятками через все Бородино. Поэтому, важно учить текст!

"Вот попадалово!"- Поль Ньюман.
"Вот попадалово!"- Поль Ньюман.

Актерское мастерство - это репетиция отношений, действий, мизансцены, проработка персонажей и другие нюансы. Кутузов скрывает свое волнение перед солдатами, но говорит бодро, хотя на душе тяжело? Или он самоуверен до безумия и пугает своим «Ведь не даром, Москва спаленная пожаром...» и сумасшествие в глазах.А что на это повлияло, почему он безумен? С какой вообще ноги Кутузов встал утром? И когда ребенок занимается актерским мастерством, он учится погружаться в роль, изучать нюансы, пробовать разные обстоятельства. К сожалению, все это обнуляется, если не учить текст. К сожалению, наш мозг пока не похож на жесткий диск компьютера, куда можно перетащить файл Word с текстом и он запомнится. Приходится работать, делать домашнее задание, учить последовательность слов. Да, это может быть скучно, но это необходимость.

Простая математика: время на занятии - это 100%.

Вариант 1. Если не выучить текст, то 60% будет зубрежка на занятии, 40% будет репетиция отношений, действий, мизансцены, проработка персонажей. Бывает и хуже, конечно.

Вариант 2. Если выучить текст дома, то 100% будет репетиция отношений, действий, мизансцены, проработка персонажей, 0% зубрежка текста на занятии.

Чья роль будет ярче, лучше, проработаннее, глубже, профессиональнее? С учетом, что текст, который выучен и выдается актером без проблем и автоматически, дает ему свободу прорабатывать роль, импровизировать,

а не думать какое там дальше идет слово. Поэтому, важно учить текст!

"Зачем в кино придумали звук?" - Одри Хепберн.
"Зачем в кино придумали звук?" - Одри Хепберн.

Но как его выучить, если это нудно, скучно, сложно, да еще и страшно? Ведь, на самом деле, страшно учить большой текст. Особенно ребенку. Ведь сразу ничего не запоминается.

  1. Нужно научиться актерской дисциплине - регулярно учить текст. Это как прием пищи перед тренировкой для спортсменов. Если вы перед походом в спортзал не поели, минимум за 2 часа, то скорее всего на тренировке вы потеряете сознание, с условием, что это серьезная тренировка. Если вы не поели после тренировки, то и мышцы не вырастут без пищи и вы даже и не похудеете, так как организм без еды включит экстренный режим сохранения жира. Так же и с актерскими репетициями. Не выучили текст- завалили репетицию. А репетиций много не бывает. Это должно войти в привычку, в том числе у ребенка. Как родитель может помочь? Следить, чтобы ребенок регулярно учил слова.
  2. Не ждать особых условий! Для зубрежки текста не обязательно создавать и ждать особых условий. Набирать горячую ванну, зажигать свечи и делать пену. Это плохо, если для изучения текста требуется какая-то атмосфера и выделяется определенное время. Зубрить текст можно в машине, пока ребенок едет в школу, за приемом пищи, за 15 минут до сна, в парке на прогулке достать и прочитать 5 раз. Текст должен быть всегда под рукой, сценарий или текст в планшете и телефоне. И за день его можно несколько раз прогнать, пока вы стоите в очереди в магазине, а ребенок скучает или сидя в макдональдсе, пока готовится заказ. Как может помочь родитель с особыми условиями? Подсовывать ребенку текст в любой ситуации и атмосфере. Пусть хотя бы 5 минут поучит, хотя бы 3. А не хочет учить, пару раз просто прочитает. И таких пятиминуток сделать несколько за день.
  3. Нужно помогать своему ребенку! Родители должны помогать ребенку с изучением текста. Самая лучшая помощь - читать с ним сценарий за других персонажей (читаете вы), чтобы ваш ребенок повторял свои фразы и прогонял с партнером (вами), места, где он больше всего ошибается. Во-первых, это вас сближает. Вы помогаете своему ребенку и делаете какую-то творческую работу вместе. Вы вместе создаете будущий успех и овации после премьеры. А также, снимаете волнение у своего ребенка. Ребенку легче учить текст с партнером (родителем), а не одному. Это для ребенка не так скучно.
  4. Визуализация и мотивация персонажа. Эти приемы мы больше используем на самом занятии, когда разбираем с актерами зачем персонаж говорит ту или иную фразу и что он думает и представляет в этот момент. Часто бывает, что актеры прямо на репетиции запоминают большую часть текста, благодаря именно пониманию мотивации своего персонажа и фантазии, в которой они представляют сыгранную ситуацию. Но это не отменяет домашней зубрежки, потому что всегда у всех есть слабые места, всегда есть фразы, которые вылетают и забываются, и лучше над ними поработать дома, чем останавливать сцену во время репетиции из-за незнания актером текста. Если вы смотря Голливудские фильмы думаете о логичности поступков персонажей и готовы помогать в этом ребенку, когда учите вместе текст, разбирать их цели и говорить об этом, чтоб ребенок лучше все запомнил, то вы достойны Оскара.
Или посадить рядом с ребенком лысого мужика в костюме, чтобы ребенок боялся и учил.
Или посадить рядом с ребенком лысого мужика в костюме, чтобы ребенок боялся и учил.

Основные ошибки в запоминании текста наизусть.

  1. Думать о том, что выучишь все на репетициях. Во-первых, это тормозит процесс создания спектакля. Пока актер не знает текста, режиссер не может ставить актерскую игру. Во-вторых, это очень шаткая конструкция, которая может рухнуть при первом выбросе адреналина на сцене уже перед зрителями.
  2. Учить текст в последний момент, за день до спектакля. Этот вариант вселяет ненависть в актера, так как поднимает уровень тревоги и всегда получается, что учишь текст в неудобный для себя момент. Время потеряно и вместо того, чтобы, например, спать, сидишь и мучаешься.
  3. Не делать это каждый день по чуть-чуть, а делать редко, но много. Никто не просит уделять этому 3 часа в день каждый день. Но выделить 20 минут днем, 10 минут в обед и минут 30 перед сном может каждый ребенок, тем более, что он теперь актер и ответственен за впечатление десятков людей, которые будут на него смотреть из зала.

Конечно, я очень строго написала. Но, никакой катастрофы, если ребенок вдруг забыл текст на спектакле нет. Ему всегда подскажет преподаватель или партнеры по сцене, они часто запоминают чужие реплики. Выброс адреналина и волнение на сцене - привычные вещи для молодого и даже опытного актера и не нужно бояться забыть текст, особенно ребенку. Я писала большую статью «Как подготовить ребенка к спектаклю» и прошу её перечитать. Ни в коем случае родителю не нужно пугать, унижать и страшить ребенка тем, что он забудет текст и «опозорит маму». Нужно спокойно, весело и позитивно помогать ребенку, кидать внезапно реплики из спектакля, предлагать вместе поработать над текстом, потому что вам интересна деятельность вашего ребенка. Без негатива и без паники. Только дисциплина. У актера должна быть дисциплина в ежедневной зубрежке текста, это его ремесло, это особенность этой деятельности. И если эта особенность этого вида деятельности, эти правила игры, сразу не принимаются во внимание, сразу спускаются на самотек, то будет очень сложно повышать свой уровень мастерства и развивать это направление. Помогайте своему ребенку учить тексты и следите, чтобы он также самостоятельно этим занимался дома, и он станет мастером.

Спектакль "Маленький принц". Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем. Актеры-дети 6-12 лет. У каждого персонажа было очень много текста, но дети справились и отлично сыграли, как профессионалы.
Спектакль "Маленький принц". Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем. Актеры-дети 6-12 лет. У каждого персонажа было очень много текста, но дети справились и отлично сыграли, как профессионалы.
Спектакль "Гимн. Побег из Средневековья" по повести Айн Рэнд. Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем. Актеры-дети 6-12 лет. Задача с текстом была еще сложнее, чем в Маленьком принце, но дети постарались и все получилось.
Спектакль "Гимн. Побег из Средневековья" по повести Айн Рэнд. Режиссер: Мария Подковырова. Театральная студия Джем. Актеры-дети 6-12 лет. Задача с текстом была еще сложнее, чем в Маленьком принце, но дети постарались и все получилось.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic