Часто слышу такое мнение, что заниматься детям актерским мастерством в раннем возрасте это бессмысленно. Нужен жизненный опыт, опыт наблюдения и вообще театр это не детский садик для малышей. Но, если отбросить разговоры об искусстве и шлейф элитарности театра, то останется эффективный инструмент, комплекс навыков, который эффективен и который работает и для детей 3-6 лет. Расскажу как.
Во-первых, в возрасте 3-6 лет ребёнок через театральную условность познаёт мир и себя в нём. Это та же детская игра, примерить на себя какого-нибудь персонажа, только более осознанная. Ребенок многократно повторяет действия персонажа на репетициях, задает вопросы «а почему?» и думает. Из этого мыслительного процесса часто на спектаклях получаются поразительные вещи. Ребенок начинает жить на сцене, становится персонажем, а не просто повторяет текст и перемещается по точкам. Я всегда радуюсь, когда открываю у ребенка такой осознанный поток фантазии. Как конкретно это работает? Например, задача ─ перевоплощение в животное. Если уйти от примитивного показа птицы через «просто помахать руками» ,а кошечки через «только помяукать», а основательно разобрать с ребенком характер кошечки и птички, их настроение, пластику, действие,внешнюю характеристику и предлагаемые обстоятельства, то есть в какой ситуации находятся эти животные, то о чудо, ребенок вас поймет, подумает и выдаст шедевр. Детям стоит только подбрасывать образы,как дрова в костёр и пламя фантазии разгорается.
Теперь про внимание. Внимание у детей 3-6 лет это большая проблема для родителей. Дети не слышат, не слушаются, не концентрируются, действуют в каком-то хаусе. Начал рисовать, бросил, побежал смотреть мультик, не досмотрел, взял игрушку, бросил, мама попросила, не услышал, мама повторила, опять не услышал. Вниманием нужно заниматься, а то хаус перейдет в школу, университет, а потом и во взрослую жизнь. Актерское мастерство - это самый лучший способ развития внимания у детей дошкольного возраста. Потому что все делается через игру и с удовольствием. Актерские упражнения специально для этого и сделаны, чтобы уметь концентрироваться, уметь собраться, включить внимание. Дети любят их делать. Итог ─ через год ребенку уже не нужно будет пять раз повторять одно и то же и он не будет бросать свои дела на полпути.
Соединяем фантазию и внимание и получаем результат ─ дети выходят на сцену и самостоятельно без подсказок играют этюды и говорят тексты. Вспомните формат детского садика или школьного утренника, где дети только с подсказками воспитательницы все говорят и от зажимов стоят столбами руки по швам и с тяжестью вспоминают текст роли. С актёрским мастерством этому не бывать!
Конечно же, в комплекс актерского мастерства входит и речь. Ребенок уже с ранних лет занимается сценической речью и прокачивает её четкость, многие начинают говорить буквы и звуки,которых не было. Конечно, ребенок становится еще более разговорчивым и громким, но лучше этот уровень повышать. В жизни пригодится.
Вообще актерское мастерство помогает направить безудержную энергию ребенка в правильное русло. Активные дети перестают её расплескивать направо и налево, а учатся концентрировать её в один продуктивный и эффективный поток, стеснительные и тихие преодолевают зажимы и становятся бесстрашными активистами. В школу приходят лидеры и любители выходить к доске,как на сцену! И главное, дети от этого становятся счастливее.
Актерское мастерство для детей дошкольного возраста это комплекс, упражнений, игр и перевоплощений, где они развиваются, но в приятной и не травмирующей свою природу форме. Актерское мастерство безумно полезное, как брокколи, но по вкусу, как шоколадные конфеты! Почему так? Потому что детскую природу необходимо направлять и давать свободу в движении. На занятиях мы можем присесть только на 5 минут, когда обсуждаем историю или правила упражнения. Остальное практика. Занятия дышат творчеством,игрой и детским хохотом. Дети очень серьезно подходят к работе и очень стараются достойно сыграть свою первую роль. У них включается чувство ответственности.
Особая тема, это удовольствие ребенка от сыгранного настоящего спектакля перед мамой и папой, аплодисментами и радости от результата. Как показывает практика западных педагогов по актерскому мастерству для детей, а они проводили исследования среди взрослых, которые в детстве занимались актерским мастерством, сыгранные спектакли остались чуть ли не самыми яркими воспоминаниями детства.
В Европе и Америке, кстати, огромная практика внедрения актерского мастерства во все, от детских садов до университетов. Очень серьезно относятся к актерским курсам и получению сценического опыта, даже не в профильных вузах. У нас этого пока нет, но будем поднимать и развивать.