Есть в моей биографии удивительный факт. Как вы знаете, я режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, и всю свою жизнь я связала с театром. А родилась и выросла я в Крыму в Симферополе, в районе, где практически все улицы названы в честь членов одной труппы симферопольского академического театра им. Горького, на одной из этих улиц. Улица Ефимовой, улица Добросмыслова, улица Чечеткина, улица Яковлевой, улица Озерова, улица Савватеева, улица Барышева, улица Перегонец. За этими фамилиями стоит удивительная и уникальная история. Она наполнена не только творчеством и театром, но и риском, войной, шпионажем и смертью. И я вам эту историю моего родного города расскажу. Этим летом, во время своей поездки в Крым, я решила структурировать знания о произошедших событиях, посетить знаковые места и написать статью о легендарной подпольной разведывательной группе «Сокол», членами которой стали актеры и работники симферопольского театра во время Великой Отечественной войны.
Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков в Москве. Родилась и выросла в Крыму в Симферополе. Автор этой статьи у памятной таблички в честь подпольной группы Сокол на стене симферопольского театра им. Горького.
Прошло почти полтора года с тех пор как я поставила повесть «Гимн» писательницы Айн Рэнд с актерами-детьми 6-9 лет (на тот момент). Люди, которые знают кто такая Айн Рэнд очень удивляются, как такое возможно? Ведь Айн Рэнд не детская писательница и её не ставят в театре (в России) и с детьми, а «Гимн» вообще взрослое произведение и там есть моменты, которые детям вообще пока нельзя читать.
Крым. Евпатория. ул. Гоголя 16/6. Единственное сохранившееся здание в Евпатории, связанное с писательницей Айн Рэнд или по-настоящему - Алисой Розенбаум. Оно было построено в 1910 и в нём располагалась частная гимназия Рущинской, в которой с 1918 по 1921 годы будущая знаменитая писательница училась и в которой получила аттестат. Сейчас в нём находится психиатрическая больница, но рост популярности Айн Рэнд в Крыму из-за вышедшей в знаменитой серии ЖЗЛ первой российской биографии Айн Рэнд, написанной крымскими учеными и краеведами Л. Никифоровой и М. Кизиловым, провоцирует слухи об установке мемориальной таблички даже на здании такого рода назначения.
Я, как преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, работаю не только с актерами-детьми, но и с танцорами-детьми. Среди моих учеников были и балерины, и представители современных танцевальных школ. Я давала мастер-классы в танцевальных студиях, индивидуально, с точки зрения актерского мастерства, ставила танцы (не хореографию, а именно актерскую игру) и даже работала в балетной студии на постоянной основе. Я никогда не занималась танцами профессионально, хотя в детстве мечтала стать балериной. Практический опыт и наблюдение за этой сферой с другой стороны привели меня к выводу, что танцорам необходимо заниматься актерским мастерством, как одним из дополнительных предметов. Пластика, хореография, энергия, физическая форма - это фундамент. Но невозможность через танец выразить сюжет, рассказать историю, именно прожить моменты, плюс всяческие эмоциональные зажимы, тормозят развитие перспективного танцора-ребенка. Тут на помощь приходит актерское мастерство.
Мария Подковырова - преподаватель актерского мастерства для детей, подростков и танцоров.
Если ваш ребенок посещает театральную студию, где занимается актерским мастерством, или просто любит ходить в театр на детские и кукольные спектакли, то можно еще разнообразить его творческую деятельность чтением художественных книг о театре. Поделюсь с вами своими находками из домашней библиотеки по театру. Я думаю, что актеру-ребенку или театралу-ребенку всегда будет приятно получить в подарок хорошую книгу, да еще и если она совпадает с его хобби. В таком случае даже есть мотивация её прочитать!
Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Дети часто становятся жертвами приговоров взрослых. Пошел человечек в детский садик, нахулиганил там ─ получил от воспиталки ярлык хулигана, с которым проходил всю оставшуюся жизнь до пенсии. Не самый худший ярлык. Пошел человечек в школу, наполучал в первом классе двоек ─ получил от училки ярлык двоечника, с которым просидел на последней парте до выпускного в университете. Ярлык, который испортил человеку всю жизнь.
Чаки? Анатолий Эфрос? Мария Подковырова? Что происходит?! Читайте далее!
Так и с качествами. Если ребенок застенчивый, стеснительный, замкнутый, то часто взрослые сразу ставят на нём одноименный ярлык. Особенно, если они и сами застенчивые, стеснительные, скромные и замкнутые. То, что эта “тихость” немного подпортила взрослым жизнь, а кому-то и вообще перечеркнула многие жизненные шансы и удачи, скромно умалчивается. С генами же не поспоришь! Ну и что, что ребенок знает ответ на уроке, но боится поднимать руку и не получает пять? Такой у него характер. То, что с ребенком можно поработать, уменьшить уровень его неуверенности, просто совершив парочку действий─ никому не приходит на ум. Максимум родитель словами скажет: “Будь смелее!”, “Верь в себя!”, “Не стесняйся!”. Но это не работает!
Что это за парочка действий? Я, Мария Подковырова ─ преподаватель актерского мастерства для детей и подростков, расскажу их вам.
Так как карантин заканчивается и начинаются настоящие каникулы, то я решила сделать для вас и ваших детей, которые занимаются актерским мастерством, подборку лучших детских книг про театр. Они отлично подойдут для того, чтобы молодой актер теоретически и духовно обогащался в жаркую дачную сиесту.
Мария Подковырова - преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Онлайн-работа, онлайн-уроки, онлайн-преподаватели, онлайн-жизнь и даже онлайн-день рождения и онлайн-выпускной. Еще пару месяцев назад онлайн воспринимался как что-то плохое и некачественное, за исключением отдельных сфер, как, например, онлайн-уроки английского или вебинары или другие отдельные сферы, где он действительно работал уже многие годы. Все равно люди предпочитали живые переговоры и встречи, а об онлайн-уроках йоги или онлайн-уроках актерского мастерства для детей, сферы, где я уже многие годы работаю живьем, вообще никто не думал. У меня, например, всегда было достаточно подписчиков из других городов России и СНГ, которые следили за моей деятельностью, писали, лайкали и хотели бы попасть на мои занятия, если бы жили в Москве. Обычно спрашивали, не собираюсь ли я на мастер-класс к ним когда-нибудь. И ни у меня, ни у них не возникало даже мысли позаниматься актерским мастерством через скайп или зум. Да еще и с маленьким ребенком! Как о таком можно было даже подумать? Это же актерское мастерство! Нужна площадка, живое присутствие, а не сидеть перед экраном, тем более активному и артистичному ребенку. Этот период показал, что все возможно! Ничего, нормально, и актерским мастерством с детьми можно заниматься через интернет. Поэтому, когда размышляют о том, как нас изменил период эпидемии, то можно констатировать, что люди по-новому научились использовать интернет, его функции, которые уже давно существовали и были давно созданы, например, для видео-общения, но которыми мы, в силу каких-то стереотипов, заморочек, привычек, просто не пользовались.
Читая западные образовательные сайты для преподавателей, я обратила внимание, как много сейчас пишется статей, посвященных снижению уровня стресса у детей во время пандемии, изоляции дома и закрытых школ. У нас их пишется - ноль. На это даже не обращают внимание, как будто у детей в России нет стресса из-за происходящих событий. То что изоляция и очень негативный токсичный информационный фон, который взрослые сами себе создают, могут вызвать у ребенка неврозы, панические атаки (сейчас может опуститься минимальный возраст начала панических атак) и депрессию, об этом никто не думает и не говорит. А надо! Для этого я написала эту статью, взяв некоторые моменты из западного материала и адаптировав под нашу действительность и описав действия, которые могут предпринять родители легко и самостоятельно, внутри своей собственной семьи, чтобы всем не сходить с ума.
Мария Подковырова - преподаватель актерского мастерства для детей и подростков. Мунк-стиль на изоляции.
Честный разговор с ребенком. Ребенку нужно честно и откровенно объяснять, что вообще происходит. Если не вы будете контролировать информационный фон ребенка, то это будет делать другой дядя или тетя. Таких дядь и тёть сейчас миллион штук забесплатно на всех ваших детей хватит. Не надо скрывать информацию, что умирают люди. Ребенок все равно это узнает. Не скатываться в политику и экономику, хотя вам сейчас ой как хочется, скорее всего, про это поговорить и дать всему оценку. С ребенком только факты, цифры, без оценок и эмоций, и действия, которые вы предпринимаете для защиты. А я надеюсь, что вы предпринимаете.
2. Чистим токсичный информационный фон. Если следить целыми днями в телеграмме, что запрещают, а что не запрещают, а потом опять запрещают, а потом опять не запрещают, смотреть ролики на ютубе с мнениями всех певцов и блогеров, читать каждый день сколько умерло и созерцать фотографии из реанимаций, то можно после эпидемии оказаться в психиатрической клинике. Во-первых, не занимайтесь этим при ребенке. Во-вторых, не обсуждайте прочитанное и увиденное при ребенке. В-третьих, сами остановитесь. Если вы отложите телефон на пару дней, а то и недель, вы с удивлением обнаружите, что ничего особенно и не изменилось в мире. Такой ритм жизни в стране и мире будет, скорее всего, до сентября. Примиритесь с этим, не травитесь каждый день информацией и не травите своего ребенка. Особенно учитывая, что 99% информации сейчас это «бабка у подъезда сказала». И не волнуйтесь, о новых штрафах и каких-то запретах вы узнаете, даже если не будете за ними постоянно следить. Не включайте дома телевизор, не сидите с телефоном, новости читайте один раз в день, если вам уж очень надо. Живите, занимайтесь своими делами. На западе, кстати, я читала, даже создаются специальные «безопасные» для мозга сайты по актуальной информации про коронавирус, после прочтения которых у человека нет подавленности, всплеска эмоций, где нет журналистских истерик. Настолько это наносит ущерб людям, их внутреннему здоровью, что даже такие штуки придумывают. Отнеситесь к этому серьезно.
3. «Прошлый» распорядок дня. Западные педагоги рекомендуют не менять расписание как школьных, так и дополнительных занятий для детей, если они проходили живьем, а теперь проходят онлайн. Нужно стараться встречаться в тот же день, в то же время. Это даст ребенку чувство защищенности, чувство стабильности, что даже, не смотря на происходящие события, их жизнь не меняется. Западные педагоги и родители увидели огромный негативный эмоциональный эффект у детей, когда они видят свою школу закрытой такое длительное время посреди учебного года, если дети живут рядом со школой или видят её из своего окна. Дети начинают скучать, вспоминать, даже плакать. Поэтому школу и развивашки нужно просто отвязать от географического расположения, здания. Все так же, только дома. Переменки, учителя, друзья. Если есть возможность ничего не менять в распорядке - не меняйте. Так же и с семейным распорядком. Если вы сидите дома из-за дистанционной работы, или её отсутствия, не превращайте жизнь в хаос. Делайте выходной в тот же день, как обычно. Работайте в том же режиме, а не сериалы и онлайн-концерты первая половина дня, а вечерами до поздней ночи работа.
4. Не напрягайте детей! Для детей огромным стрессом стала учеба дома. Вот они уходили в школу или на развивашки из под надзора пап и мам, там прикалывались и расслаблялись, а сейчас мама в соседней комнате все видит, все слышит, дает советы и пожелания. Не забалуешь! Приходится быть тише, спокойнее, слушать ухом, а где там родители, в общем, зажиматься и сдерживаться. А любые зажимы только во вред!Дайте своим детям свободу, отпустите контроль, не судите их, как пишут западные педагоги-специалисты. Представьте, если бы к вам, когда вы учились в школе, в ежедневном режиме на уроки приходили родители. И были бы такие места в классах, как в западных фильмах про суды, где вместо присяжных сидят родственники. Не очень комфортно. Вот так сейчас и детям. Не заходите в комнату ребенка, пока ребенок «в онлайн-школе», не усаживайтесь рядом с ним на диванчике, вне зоны камеры, чтобы все контролировать. Пусть ребенок побудет в привычной для него школьной атмосфере, без вашего участия.
Не будьте шпионами с картины Васи Ложкина. Это всего лишь учеба.
5. Физические упражнения всей семьей. Если в ютубе ввести волшебные слова «йога», «домашняя тренировка», «упражнения дома», а пункт выдачи рядом с домом позволяет заказать пару гирь или эспандеров, то настроение, психическое состояние, сила бодрости и духа, чудом начинают возвращаться. Много двигайтесь, много занимайтесь, делайте это вместе с детьми, не сидите, не лежите, приседайте, прыгайте, тянитесь. Сейчас физической активности нужно делать намного больше, чем когда открыт ваш спорт-зал и не перекрыт парк для бега. Найдите альтернативные виды тренировок: гири, йога, эспандеры, зарядка, танцы, аэробика, растяжка. Посвящайте этому пару часов в день. Если обнаружили себя за ноутбуком, читающими ленту кто там что сказал - выключайте и отжимайтесь. Помните, дети будут брать с вас пример. И если вы будете лежать на диване, качая большой палец на руке листаниями, то и от них не нужно требовать учиться. Занимайтесь дома!
А самое главное, сохраняйте позитивное настроение, юмор, даже черный, и иронию. Это поможет вам жить и это поможет вам выжить всей семьей!
В мире тяжелое время. Одна новость хуже другой. Негатив, апатия, страх и паника льются рекой даже сквозь закрытые двери собственных квартир и капают с потолка. Так не хватает силы, уверенности, мощи и бодрости. Поэтому я решила написать необычную статью, а именно собрать крутые уроки с цитатами Скалы, чтобы вы записали их себе в операционную систему головы и дали прочитать своим актерам-детям! P.S. Все цитаты переведены лично мной из англоязычной книги про Скалу!
Преподаватель актерского мастерства для детей и подростков Мария Подковырова рекомендует брать со Скалы пример!
Новая реальность диктует новые правила жизни. Еще вчера ваши дети ходили в школы и детские сады, посещали кружки и развивашки, а уже сегодня они сидят дома и не выходят на улицу из-за эпидемии. Для детей эпидемия - пугающее, но захватывающее приключение. Многие воспринимают ее именно так, до первых конфликтов «мам, ну поигрались и хватит, пусти меня на улицу!». В атмосфере четырех стен и родительских обсуждений противоречащих друг другу новостей из телеграмма приходится еще и учиться. Учиться как в школе, так и на дополнительных занятиях.
Мария Подковырова - режиссер и преподаватель актерского мастерства для детей и подростков.
Я Мария Подковырова, моё ремесло - актерское мастерство для детей. Еще вчера мне необходимы были просторный зал со сценой и личное присутствие каждого актера-ребенка для репетиции действий. Но новая реальность диктует новые правила, и сегодня мы репетируем монологи, делаем упражнения и читки спектаклей онлайн, даже развиваемся с актерами-малышами от 3 лет с помощью их родителей. Я уже не первую неделю этим занимаюсь, честно соблюдаю изоляцию с тех пор как актерские студии закрыли, и я провела уже многие десятки онлайн-занятий.
Эта статья написана для того, чтобы помочь родителям и детям, занимающимся онлайн (любым предметом, не только актерским) сделать их учебу наиболее эффективной и продуктивной. А также помочь преподавателям, которые только познают азы онлайн-формата. Ведь атмосфера дома и дистанционность создает особые проблемы. И мы от этих проблем избавимся. Подготовим рабочее место, настроимся, создадим рабочую атмосферу. Начнем!